Кафедра гуманитарных наук
+7 (812) 234-42-18

Меню  

Направления научной работы


Отчеты о НИР

Отчет о НИР за 2015 год Скачать
Отчет о НИР за 2014 год Скачать
Отчет о НИР за 2013 год Скачать
Отчет о НИР за 2012 год Скачать
Отчет о НИР за 2011 год Скачать

Тема научно-исследовательской работы кафедры — "Изучение путей модернизации фармацевтического образования"

Ключевые слова: фармацевтическое образование; пути модернизации; история и философия науки; история и философия химии, медицины, биологии, фармации; современный студент; социокультурный портрет; ценностные ориентации.

Основным объектом исследования коллективом кафедры является изучение путей совершенствования (модернизации) фармацевтического образования.

1 этап: История и философия научного и медико-фармацевтического познания.

Цели НИР:

Разработка методов совершенствования современного фармацевтического образования. Область научных проблем включает философские, социологические, социально-этические вопросы современного фармацевтического образования и его дальнейшего развития. Оптимизация образовательного процесса в преподавании истории и философии науки, совершенствование общекультурных, профессиональных компетенций аспирантов.

1. Изучение мировоззренческих, методологических, историко-научных, социально-этических проблем медико-биологических наук. 

Задачи:

  1. Определение мировоззренческих принципов взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного знания в высшем учебном заведении.
  2. Изучение науки как социокультурного и исторического феномена, методологии научного познания, исторических и философских и социально-этических аспектов медико-биологических наук.
  3. Написание учебника «История и философия науки» для аспирантов фармацевтических вузов.

2. Особенности преподавания дисциплин гуманитарного цикла студентам, магистрантам и аспирантам СПХФА.

Задачи:

  1. Изучение методик научного исследования и представления его результатов.
  2. Выявление специфики преподавания гуманитарных дисциплин на уровнях специалитета, бакалавриата, магистатуры и аспирантуры.
  3. Анализ использования интерактивных форм в ходе преподавания гуманитарных дисциплин.
  4. Определение методик формирования ценностных установок и мотиваций личности студента в ходе обучения гуманитарным наукам.

3. Социально-культурный портрет современного студента (на основе социологических исследований в высшем учебном заведении фармацевтического профиля).

  1. Определение значения личностных качеств в высшем профессиональном образовании, понимание и оценка высшего образования в социальной и профессиональной самореализации студента.
  2. Выявление влияния образовательного процесса на динамику ценностей и социально-культурной направленности, психологических характеристик студентов.
  3. Исследование корреляции гуманитарных знаний, умений и навыков, полученных в вузе фармацевтического профиля и способностью к новаторской деятельности в сфере профессиональной студентов.
  4. Разработка проектов и моделей гуманитарного образования в высшем учебном заведении.
  5. Изучение процесса адаптации студентов к обучению в высшем учебном заведении фармацевтического профиля.

Описание научных подходов и методов, используемых для решения поставленных задач

  • принцип объективности;
  • системно-структурный подход;
  • принцип детерминизма;
  • принципы всеобщей взаимосвязи и развития;
  • изучение отечественной и зарубежной литературы;
  • мониторинг систем фармацевтического образования за рубежом с целью привнесения международного опыта в российскую систему высшего фармацевтического образования;
  • изучение передового опыта;
  • наблюдение;
  • социологический опрос;
  • сравнительный анализ;
  • диахронический анализ и др.

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Синтез естественнонаучного и гуманитарного знания на современном этапе является одним из ключевых требований современного высшего образования. Умение ориентироваться в мировоззренческих вопросах науки, знание ее истории повышает творческий потенциал современного специалиста, содействует более глубокому пониманию проблем, стоящих перед обществом сегодня, а, следовательно, и установлению открытий в различных областях теории и практики. Фундамент любой научной дисциплины определяется знанием ее истории, в которой фокусируются основные этапы становления науки, противоречия, достижения. Осознается логика формирования этих проблем, связь различных исторических периодов историко-научного генезиса.

В перечень основных задач курса включается определение природы науки и техники как социокультурных феноменов во всей их сложности и противоречивости, а также историко-методологических аспектов дисциплин медико-фармацевтического и биотехнологического профилей.

Разрабатываемое кафедрой учебное пособие «История и философия научного и медико-фармацевтического познания» для аспирантов и соискателей медицинских и фармацевтических специальностей является частью общего курса «История и философия науки» и соответствует программе-минимум кандидатского экзамена по специальности «История и философия науки» («Общие проблемы философии науки»), утвержденной приказом Минобрнауки РФ от 08.10.2007 г. № 274, программе кандидатских экзаменов «История и философия науки», утвержденной приказом Министерства образования РФ № 697 от 17.02.2004 г., учебного плана СПХФА по основной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по всем специальностям.

В пособии предполагается включение всех дидактических единиц основной профессиональной образовательной программы кандидатского экзамена по специальности «История и философия науки».

Содержание данной дисциплины профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки аспирантов по направлениям: 04.06.01 – Химические науки, 06.06.01 – Биологические науки, 18.06.01 – Химическая технология, 19.06.01 – Промышленная экология, биотехнология, 30.06.01 – Фундаментальная медицина, 33.06.01 – Фармация.

2. Выявление особенностей преподавания дисциплин гуманитарного цикла студентам, магистрантам и аспирантам СПХФА связано с необходимостью развития образовательных стратегий преподавания гуманитарных дисциплин в фармацевтическом вузе. В условиях современного компетентностного подхода необходимы новые методологические и методические подходы, направленные на овладение соответствующими знаниями, умениями и навыками, оптимально совмещающие требования государственного образовательного стандарта профессиональной ориентации вуза.

3. Исследование социально-культурного портрета современного студента (на основе социологических исследований в высшем учебном заведении фармацевтического профиля) предполагает установление объективной оценки отношения студентов к профессии, образованию, обществу, культуре, сознание собственного Я в контексте социума – очень характерные показатели развивающейся личности. Высшая школа играет огромную роль в социализации личности студента, формирование его ценностной ориентации, потребностей, интересов, корреляции личностного самоопределения и профессиональной успешности будущих выпускников, для этого в системе образовательной политике должны происходить трансформации, направленные в первую очередь на мировоззренческую составляющую обучения.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основные этапы проведенного исследования:

  1. Переработка 11-ти глав учебного пособия «История и философия науки».
  2. Разработка главы «Философия медицины».
  3. Подготовка докладов на конференции СПХФА, международные и всероссийские конференции.
  4. Написание и подготовка к публикации тезисов докладов и научных статей.
  5. Проведение социологических исследований по теме «Социокультурный портрет современного студента: социологический ракурс. Исследование ценностных, социокультурных, ориентаций студента фармацевтического вуза».

Результаты работы:

  1. Переработаны и дополнены разделы: «Взаимосвязь философии и науки», «Понятие науки и структура научного знания», «Философские проблемы фармации и медицины», «Социальная экология». «Наука как социальный институт», «Научные традиции и научные революции», «Концептуальные системы биологии», «История химии», «Концептуальные системы химии», «Медицинская и фармацевтическая биоэтика», «История медицины» Разработан раздел «Философия медицины».
  2. В рамках темы «История и философия научного и медико-фармацевтического познания» переработан и дополнен лекционный курс по специальной дисциплине «История и методология науки» в соответствии с требованиями программы дополнительного профессионального образования для получения квалификации «Преподаватель высшей школы».
  3. Переработаны вопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума и литература по курсу «История и философия науки» для аспирантов.
  4. Преподаватели кафедры организовали социологические и социально-психологические исследования, в которых приняли участие студенты-члены СНО: «Патриотические идеалы студентов СПХФА»» (научный руководитель – зав. каф. Воробьева С.А.), «Политическое сознание современных студентов» (научный руководитель – зав. каф. Воробьева С.А.), «Экономические санкции и политические конфликты» (научный руководитель – зав. каф. Воробьева С.А.), «Исследование корреляции гуманитарных знаний, умений и навыков, полученных в вузе фармацевтического профиля и способности к новаторской деятельности в профессиональной сфере» (науч. руководитель – ст. преп. Брандина (Сизова) Д.В.). «Здоровье как социальная ценность образ жизни» (научный руководитель – доц. Неронова М.Ю.). «Отношение студентов к браку», «Влияние социальных сетей на сознание современной молодежи», «Отношение студентов к литературе» (научный руководитель – доц. Неронова М.Ю.). «Донорство органов в России: взгляд студентов» (научный руководитель – доц. Завершинская Н.А.), «Исследование удовлетворенности обучением и особенностей ценностно-мотивационной сферы студентов и выпускников фармацевтических вузов» (науч. руководитель – ст. преп. Маймистов Д.Н., «Эстетика фармацевтической упаковки: цвет и форма» (науч. руководитель – ст. преп. Маймистов Д.Н.).
  5. Результаты исследований заслушаны на студенческой научной конференции «Молодая фармация – потенциал будущего», опубликованы тезисы по материалам выступлений в сборнике материалов конференции.

Результаты исследования студентки 131 гр Сириченко Т.И. (науч. рук.– зав. каф. доц. Воробьева С.А.). « Патриотические идеалы студентов СПХФА заслушаны на межвузовской научно-практической конференции «Роль патриотического воспитания молодежи и студенчества в становлении российского правового государства» ФГАОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения" (апрель 2015 г.) (опубликованы тезисы доклада: в сборнике: Роль патриотического воспитания в становлении российского правового государства: материалы Международной научно-практической конференции к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. – СПб.: Изд-во ГУАП, 2015. С. 167-173.) и 54-й итоговой студенческой научной конференции с международным участием "Время смотреть в будущее" ГБОУ ВПО "Северо-Осетинская государственная медицинская академия" Минздрава России выступила с докладом «Идеалы патриотизма студентов СПХФА.

Результаты исследования студентки 232 гр. Пац К. «Санкции – способ урегулировать внешний конфликт или создать внутренний?» и студентов 132 гр., Кузнецова П. и Вальцевой К. «Политическое сознание современных студентов» заслушаны на межвузовской студенческой научной конференции по итогам конкурса "Галатея" памяти Г. В. Старовойтовой (Санкт-Петербургский филиал Высшей школы экономики (23.05.2015 г.).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В результате исследовательской работы коллектива кафедры над темой «История и философия научного и медико-фармацевтического познания» рассмотрен логический и исторический контекст развития науки, а также исторические и философские аспекты медицинских и фармацевтических дисциплин, что способствует знанию основ данной дисциплины, формированию у аспирантов и соискателей способности к теоретическому, методологическому, абстрактному мышлению. Курс истории и философии науки повышает творческий потенциал современного специалиста, содействует более глубокому пониманию проблем, стоящих перед обществом, а, следовательно, установлению инноваций в различных областях теории и практики. В результате у аспирантов формируется системное мировоззрение, основанное на связи между философией и конкретными науками, что способствует пониманию философских проблем химии, биологии, медицины и фармации, а также знанию основных этапов развития этих наук. Учебное пособие направлено на формирование логических и методологических навыков будущих специалистов, а также на понимание философского и культурного значения крупнейших открытий и обобщений в естествознании и социально-гуманитарных науках.

2. Новизна исследования заключается в выявлении исторических и философских аспектов медико-фармацевтического познания, установлении связи химии, медицины, биологии, фармации и гуманитарных наук, что в целом должно способствовать формированию культурного и профессионального облика будущего специалиста. В пособии делается акцент на рассмотрение роли методологических оснований конкретно-научных вопросов, а также культурного значения крупнейших открытий в естествознании. Учитывая объективные процессы в современной науке, направленные на некоторое разобщение конкретно-научного и философского знания, авторский коллектив надеется, что предлагаемый курс будет способствовать преодолению этого разрыва.

3. Изучены основные методики научного исследования и представления его результатов.

4. Выявлены некоторые аспекты специфики преподавания гуманитарных дисциплин на уровнях специалитета, бакалавриата, магистатуры и аспирантуры.

5. Проведен анализ использования интерактивных форм в ходе преподавания гуманитарных дисциплин.

6. Материалы социологического исследования по теме «Социокультурный портрет студента СПХФА» выявляет ряд ценностных позиций, по которым можно представить социокультурный портрет современного студента фармацевтического вуза, обозначает новые грани личности студента, намечает профессиональный, научный, творческий, общекультурный потенциал студенческой молодежи в условиях современной высшей школы.

Рекомендации по конкретному использованию результатов НИР

Материалы исследований по истории и философии науки могут быть использованы в курсе проведения лекций и семинарских занятий по "Истории и философии науки" у аспирантов и соискателей медицинских и фармацевтических специальностей для сдачи кандидатского экзамена, а также для написания аспирантами и соискателями рефератов по указанной дисциплине, проведения лекций и семинарских занятий с магистрами по дисциплинам «Философские вопросы естествознания», «Философские проблемы науки и техники», чтения лекций и руководства самостоятельной работой слушателей по специальной дисциплине «История и методология науки» для слушателей в соответствии с программой дополнительного профессионального образования для получения квалификации «Преподаватель высшей школы».

Материалы социологического исследования по теме «Социокультурный портрет студента СПХФА» выявляет ряд ценностных позиций, по которым можно представить социокультурный портрет современного студента фармацевтического вуза, обозначает новые грани личности студента, намечает профессиональный, научный, творческий, общекультурный потенциал студенческой молодежи в условиях современной высшей школы.

Материалы исследований основных аспектов специфики преподавания гуманитарных дисциплин на уровнях специалитета, бакалавриата, магистатуры и аспирантуры могут быть использованы при составлении типовых и рабочих программ, учебно-методических комплексов по гуманитарным дисциплинам.

Практическая составляющая проведенного исследования – возможность использования его результатов в области образовательной и воспитательной политики вуза, практике психологического консультирования и профессионального самоопределения студентов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Липский Б.И., Воробьева С.А., Гергилов Р.Е., Неронова М.Ю., Неронов А.В., Игнатов А.В. «Учебно-методическое пособие по истории и методологии науки для слушателей для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». – СПб.: СПХФА, 2012.
  2. Учебно-методическое пособие по дисциплине «История и философия науки» для аспирантов СПХФА. – СПб.: СПХФА, 2013.
  3. Бызов, Шумилов В.К. Современная студенческая молодежь: вызовы модернизации. Под. ред. В.М. Ермакова. – Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2006.
  4. Липский Б.И., Воробьева С.А., Неронова М.Ю., Неронов А.В., Игнатов А.В. Методические указания по курсу “История и философия науки” для аспирантов и соискателей медицинских и фармацевтических специальностей. – СПб., 2008.
  5. Степин В.С. История и философия науки: учебник для системы послевузовского профессионального образования. – М.: Акад. проект: Трикста, 2012.
  6. Царегородцев Г. И. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов по дисциплине "История и философия науки" для магистрантов, аспирантов исоискателей /Г. И. Царегородцев, Г. Х. Шингаров, Н. И. Губанов. Изд. 3-е, перераб. и доп.. – Москва : Изд-во СГУ, 2014.
  7. Пржиленский В. И. Философия науки : учебное пособие по дисциплинам: "История и философия науки", "Философия и методология науки" для аспирантов и магистрантов гуманитарных специальностей и направлений подготовки / Пржиленский В. И., Бондаренко Н. Г.. – Пятигорск : РИА-КМВ, 2013.
  8. Островский Э. В. История и философия науки : учебное пособие для студентов высших учебных заведений всех направлений подготовки /Э. В. Островский. – Москва : Вузовский учебник ИНФРА-М, 2013.
  9. Саврушева М.И. Философские проблемы науки и техники: Учебное пособие для магистрантов. – Омск, 2013.
  10. Цюпка В. П. Философские проблемы естествознания: учебное пособие /В. П. Цюпка; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВПО "Белгородский гос. нац. исслед. ун-т". – Белгород : Белгород НИУ БелГУ, 2013.
  11. История и философия науки : философия науки учебное пособие [для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук] /М-во образования и науки Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. политехн. ун-т; [В.П. Горюнов и др.]. – Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического университета, 2013.
  12. Воробьева С.А., Завершинская Н.А. и др. Учебно-методическое пособие по дисциплине «История и философия науки» для аспирантов СПХФА. – СПб. : Изд-во СПХФА, 2013.
  13. История и методология науки. Феномен специализированного познания: учебное пособие / под ред. Б. И. Липского. – СПб., 2004.
  14. Милицина И.В. Культурная самоидентификация студенчества. – Челябинск, 2000.
  15. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М., 2002.
  16. Шипунова О.Д. История и философия науки: философские проблемы естествознания: Учебное пособие. – СПб., 2010.
  17. Современные проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: Учебник для аспирантов и соискателей, под ред. проф. В.В.Миронова. – М, 2006.
  18. Царегородцев Г.И. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей. – М., 2010.
  19. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. Изд. 5-е. – Ростов н/Д, 2008.
  20. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: Учебник. Изд-е 3-е, переработ. и доп. М.: Альфа-М, Инфра-М, 2011.
  21. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: Учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 2011.
  22. Хрусталев Ю. М. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей. Ростов на Дону, 2010.

 


СПХФА

Главный сайт Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии (СПХФА — ЛХФИ).

Посетить →

Инфосфера

Список сайтов кафедр, деканатов, учебных отделов, профкомов, сообществ СПХФА.

Посетить →

Аптекарский остров

Сообщество учащихся, выпускников, сотрудников и ветеранов Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии.

Посетить →

Сайт для абитуриентов

Информация для поступающих в СПХФА. Правила приёма. Итоги приёма. Часто задаваемые вопросы абитуриентов и их родителей.

Посетить →


back to top