Кафедра гуманитарных наук
+7 (812) 234-42-18

Меню  

Философия


Документация


Аннотация к курсу

Дисциплина «Философия» относится к обязательной части общего гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки 19.03.01 «Биотехнология» и изучается на 2 курсе в 3 и 4 семестрах.

  • Общая трудоемкость учебной дисциплины (час): 144
  • Аудиторная трудоемкость учебной дисциплины: (час): 72
  • Самостоятельная работа (включая подготовку к экзамену) (час): 36
  • Промежуточная аттестация: экзамен (36 час.)
Цели и задачи дисциплины:
  • Дать представление об основных разделах и направлениях философии,  методах и приемах философского анализа проблем.
  • Научить обосновывать собственную точку зрения при анализе мировоззренческих и философских личностно значимых проблем. 
  • Сформировать  знания и умения, позволяющие самостоятельно анализировать социально-философскую литературу. 
Связь с другими дисциплинами:

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Б.1.Б.2. История России (основные понятия, концепции и теории исторической науки; основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире).
  • Б.1.Б.6. Социология (общество как система, социальные институты, социальные группы, социология личности).
  • Б.1.ДВ.1.1. Культурология (многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса).

После освоения данной дисциплины студент подготовлен для изучения следующих дисциплин учебного плана:

  • Б.1.Б.4. Экономика (основы рыночной экономики).
  • Б.1.Б.5. Правоведение (понятие основ правового статуса человека и гражданина). 
После освоения дисциплины студент должен:
  • знать исторические этапы развития мировой философской мысли; основные проблемы и различные направления мировой философии; философскую методологию анализа проблем научного познания.
  • уметь использовать философскую и социально-политическую терминологию; использовать гуманитарные знания в профессиональной деятельности, в индивидуальной и общественной жизни; логично доказывать и обосновывать собственную точку зрения при анализе философских проблем и жизненных ситуаций.
Формируемые компетенции:

Дисциплина "Философия" направлена на формирование таких общекультурных компетенций, как:

  • умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и персональных задач, быть способным и готовым понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способным к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем (ОК-10),
  • способность стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-7).  
Краткое содержание учебной дисциплины:
  • 2 курс, 3 семестр: Философия, ее предмет и место в культуре. Философия Древнего мира. Античная философия. Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.). Классический этап философии Нового времени. Русская философия. Современная западная философия.
  • 2 курс, 4 семестр: Учение о бытии (онтология). Учение о развитии. Природа человека и смысл его существования. Проблема сознания. Познание (гносеология). Научное познание. Философские проблемы  медико-фармацевтического знания. Учение об обществе. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

Лекции и материалы к ним

Часть 1. История философии

Тема лекции Кол-во
час.
Текст лекции
Тема 1 Философия, ее предмет и роль в культуре 2 Открыть текст в PDF
Тема 2-3 Античная философия 2 Открыть текст в PDF
Тема 4 Философия Средних веков 2 Открыть текст в PDF
Тема 5 Философия эпохи Возрождения 2 Открыть текст в PDF
Тема 6 Философия Нового времени 2 Открыть текст в PDF
Тема 7 (1) Классический этап философии Нового времени 2 Открыть текст в PDF
Тема 7 (2) Современная западная философия (ч.1) 2 Открыть текст в PDF
Тема 8 Современная западная философия (ч.2) 2 Открыть текст в PDF
Тема 9 Русская философия 19-20 вв. 2 Открыть текст в PDF

Часть 2. Систематическая философия

Тема лекции

Самостоятельная работа, час.

Текст лекции

Презентация

Тема 10

Учение о бытии (онтология)

2

Открыть текст в PDF

Скачать презентацию

Тема 11

Учение о развитии

2

Открыть текст в PDF

 

Тема 12

Природа человека и смысл его существования

2

Открыть текст в PDF

Скачать презентацию

Тема 13

Проблема сознания

2

Открыть текст в PDF

Скачать презентацию

Темы 14-15

Познание (гносеология)

Научное познание

Методология научного познания

2

Открыть текст в PDF

Скачать презентацию

Скачать презентацию

Скачать презентацию

Тема 16

Философские проблемы медико-фармацевтического познания

2

Открыть текст в PDF

 

Тема 17

Учение об обществе

2

Открыть текст в PDF

 

Тема 18

Проблемы и перспективы современной цивилизации

2

Открыть текст в PDF

 

Семинарские занятия

№ п/п

Тема практического занятия

Число занятий

Кол-во час.

Семестр 3  (36 часов)

Тема 1

Философия, ее предмет и место в культуре

2

4

Тема 2

Философия Древнего мира

2

4

Тема 3

 Античная философия

2

4

Тема 4

Средневековая философия

2

4

Тема 5

Философия эпохи Возрождения

2

4

Тема 6

Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)

2

4

Тема 7

Классический этап философии Нового времени

2

4

Тема 8

Русская философия

2

4

Тема 9

Современная западная философия

2

4

Семестр 4 (18 часов)

Тема 10

Учение о бытии (онтология)

1

2

Тема 11

Учение о развитии

1

2

Тема 12

Природа человека и смысл его существования

1

2

Тема 13

Проблема сознания

1

2

Тема 14

Познание (гносеология)

1

2

Тема 15

Научное познание

1

2

Тема 16

Философские проблемы  медико-фармацевтического знания

1

2

Тема 17

Учение об обществе

1

2

Тема 18

Проблемы и перспективы современной цивилизации

1

2

 

Методические пособия и электронные учебники

  1. Философия - Методические указания для самостоятельной работы студентов
  2. Фролов И.Т. Введение в философию. Учебник. 2003 г.
  3. Учебник для вузов (под. ред. В.В. Миронова). 2005 г.
  4. Учебное пособие для студентов СПХФА

Список учебной литературы

а) основная литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008.
  2. Гуревич П.С. Основы философии: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2009.
  3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В.. Основы философии: Учебник. Изд. 10-е. Ростов н/Дону: Феникс, 2010.

б) дополнительная литература:

  1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2003.
  2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М.: Юрайт-Издат, 2010.
  3. Губин В.Д. Основы философии. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, Форум, 2008.
  4. Канке В.А. Основы философии. М.: Логос, 2008.
  5. Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. М.: Мысль, 2010.
  6. Сало В.М. История фармации в России. М.: Литтерра, 2007.
  7. Сычев А.А. Основы философии: Учебное пособие. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2009.
  8. Философия: Учебник. Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. М.: Юрайт-Издат, 2004.
  9. Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
  10. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. Сост. А.Р. Абдуллин. Уфа, 2003.
  11. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Отв. ред. и сост. А.А. Радугин. Москва: Центр, 2001.

Тексты к семинарам

НОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (в 4-х томах)

Доброхотов А.Л. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

Слинин Я.А. От космоцентризма и теоцентризма — к антропоцентризму

Античная философия

АРИСТОТЕЛЬ. Категории

ПЛАТОН. Государство. Книга X
Миф о загробном воздаянии (Миф об Эре).

ПЛАТОН. Государство. Книга VI (504e – 513e) 
Идея блага, Мир умопостигаемый и мир видимый, Беспредпосылочное начало.

ПЛАТОН. Государство. Книга VII (514a – 519d)
Символ пещеры, Созерцание божественных вещей (справедливости самой по себе) и вещей человеческих, Искусство обращения человека к созерцанию идей.

ПЛАТОН. Федон (1)
- ВСТУПЛЕНИЕ 
- ДУША и ТЕЛО с точки зрения познания истины 
- Доказательство бессмертия души: аргумент ПЕРВЫЙ (подробно и с примерами, придумайте 1-2 собственных примера).

ПЛАТОН. Федон (2)
- Доказательство бессмертия души: аргумент ВТОРОЙ

ПЛАТОН. Федон (3)
- Доказательство бессмертия души: аргумент ТРЕТИЙ

ПЛАТОН. Федон (4)
- Доказательство бессмертия души: аргумент ЧЕТВЕРТЫЙ 
- Этические выводы из учения о душе

Средневековая философия

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ. Прослогион

ФОМА АКВИНСКИЙ. Трактат о Едином Боге
Доказательтва бытия Бога.

ИБН СИНА (Авиценна). Избранные илософские произведения

Философия эпохи Возрождения

Гундольф Ф. ПАРАЦЕЛЬС

Франц Гартман. Жизнь Парацельса и сущность его учения

Зорина Е.В. Парацельс

АГРИППА. Оккультная философия (об оккультизме см. также Франсуа-Шарль Барле "Оккультизм")

Философия Нового времени

Френсис БЭКОН. Учение об идолах

Рене ДЕКАРТ. Размышления о первой философии
(Размышление первое и второе)

Рене ДЕКАРТ. Рассуждения о методе.

Джонн ЛОКК. Опыты о человеческом разуме

Немецкая классическая философия

Иммануил КАНТ. Пролегомены
Об аналитических и синтетических суждениях

Иммануил КАНТ. Основы метафизики нравственности

Иммануил КАНТ. Критика чистого разума
Категории

Георг Фридрих Вильгельм ГЕГЕЛЬ. Лекции по истории философии. Введение
Понятие развития и понятие конкретного

Иммануил КАНТ. Критика чистого разума.
Антиномии

Зарубежная философия XIX-XX вв.

Карл МАРКС. К критике гегелевской философии права. Введение.

Карл МАРКС, Фридрих ЭНГЕЛЬС. Манифест коммунистической партии
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения (в 50 томах, издание 2-е). – М., 1955. Том 4.

Карл МАРКС. Экономическо-философские рукописи 1844 года. [Отчужденный труд] 
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения (в 50 томах, издание 2-е). – М., 1955. Том 42.

Эрих ФРОММ. Марксова концепция человека

Фридрих ЭНГЕЛЬС. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии
(в сокращении)

Фрейд З. Я и Оно
(Главы 1-3: "Сознание и бессознательное", "Я и Оно", "Я и Сверх-Я")

Жан-Поль САРТР. Экзистенциализм - это гуманизм
Из сборника "Сумерки богов"


Дополнительная литература:

Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении

Мамардашвили М. Введение в философию

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия?

Слинин Я.А. От космоцентризма и теоцентризма — к антропоцентризму

Интернет-ресурсы

Словари и энциклопедии
Словари и энциклопедии на Академике

Архив классической философской литературы
Электронная библиотека

Философский портал
Сайт ИФРАН

Библиотека Ихтика
Известная в Рунете электронная библиотека, открыта в 1994. Бесплатное скачивание

КУБ — электронная библиотека
Здесь можно скачать книги бесплатно

Библиотека им. Маяковского
Запишитесь и берите книги на дом!

РНБ
Российская Национальная Библиотека (СПб) - библиотека для серьезной работы. Здесь можно найти практически всё! 
На дом книги не выдаются

РНБ - электронная библиотека диссертаций
Если вы задумаете написать диссертацию, прежде загляните сюда - может быть ваша тема уже исследована

РГБ
Российская Государственная Библиотека им. Ленина (Москва)

Электронная библиотека Кафедры философии и культурологии Гуманитарного Факультета ГУАП
Электронная библиотека

Вопросы к экзамену по философии 

  1. Предмет философии. Отношение философии к мифологии, религии, науке.
  2. Понятие мировоззрения, его структура, функции, исторические типы.
  3. Структура и функции философии.
  4. Проблема первоначала в античной философии. Фалес. Анаксимандр. Анаксимен.
  5. Диалектика Гераклита.
  6. Атомизм Демокрита.
  7. Элеаты о бытии. Проблема единого многого философии Парменида и Зенона.
  8. Апории Зенона.
  9. Философия софистов и Сократа.
  10. Объективный идеализм Платона. Теория идей.
  11. Учения Платона и Аристотеля о государстве.
  12. Философское учение Аристотеля.
  13. Характеристика основных направлений эллинистической философии (кинизм, стоицизм, эпикуреизм, скептицизм).
  14. Основные проблемы ранней христианской философии и теологии. Августин Блаженный.
  15. Средневековая схоластика 11-12 веков. Ф. Аквинский.
  16. Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
  17. Пантеизм Н. Кузанского и Дж. Бруно.
  18. Рационализм и эмпиризм Нового времени. Причина повышенного интереса к вопросам гносеологии.
  19. Рационализм Р. Декарта.
  20. Эмпиризм Ф. Бэкона.
  21. Социальная философия эпохи Просвещения: Вольтер, Руссо.
  22. Французский материализм XVIII века: Дидро, Гельвеций, Гольбах.
  23. Теория познания И. Канта.
  24. Философия Гегеля.
  25. Материалистическая антропология Л. Фейербаха.
  26. Русская религиозная философия Х1Х – нач. ХХ века. Философия всеединства В. Соловьева.
  27. Социальная философия К. Маркса.
  28. Философия позитивизма.
  29. Учение Ф. Ницше о “сверхчеловеке” и переоценке ценностей.
  30. Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм.
  31. Основные направления и проблемы философии экзистенциализма: Камю, Сартр, Хайдеггер.
  32. Философский смысл проблемы бытия. Многомерность бытия: основные уровни и формы.
  33. Философское определение материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.
  34. Уровни организации материи и их характеристика.
  35. Понятие системы, элемента, структуры, функции.
  36. Пространство и время как формы существования материи.
  37. Движение как способ существования материи. Движение и покой.
  38. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Принципы, законы и категории диалектики.
  39. Понятие сознания. Основные характеристики и структура сознания. Сознание и самосознание.
  40. Сознание и язык. Основные функции языка.
  41. Знание как философская проблема. Знание, деятельность, информация, отражение.
  42. Чувственное и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь.
  43. Истина: понятие и основные концепции. Объективность, абсолютность, относительность истины. Критерии истины.
  44. Феномен человека. Качественное отличие человека от других живых существ.
  45. Индивид, личность, индивидуальность. Личность и общество.
  46. Общество как система. Структура общества и динамика общественного развития.
  47. Наука: понятие, критерии (основные признаки научного знания). Наука и антинаука.
  48. Методы и формы научного познания.
  49. Проблемы типологии исторического процесса (О. Шпенглер, К. Маркс, А. Тойнби).
  50. Понятие “информация”. Информатизация: тенденции и изменения в сознании, мышлении, культуре.
  51. Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки.

СПХФА

Главный сайт Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии (СПХФА — ЛХФИ).

Посетить →

Инфосфера

Список сайтов кафедр, деканатов, учебных отделов, профкомов, сообществ СПХФА.

Посетить →

Аптекарский остров

Сообщество учащихся, выпускников, сотрудников и ветеранов Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии.

Посетить →

Сайт для абитуриентов

Информация для поступающих в СПХФА. Правила приёма. Итоги приёма. Часто задаваемые вопросы абитуриентов и их родителей.

Посетить →


back to top