Документация
Оценочные средства
АННОТАЦИЯ
рабочей программы учебной дисциплины
«ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
По направлениям обучения:
04.06.01 – Химические науки, 06.06.01 – Биологические науки, 18.06.01 – Химическая технология, 19.06.01 – Промышленная экология, биотехнология, 30.06.01 – Фундаментальная медицина, 33.06.01 – Фармация
Дисциплина относится к циклу обязательных дисциплин ФГТ, изучается аспирантами на 2 году обучения.
- Общая трудоемкость учебной дисциплины (час): 108
- Аудиторная трудоемкость учебной дисциплины: (час): 36
- Самостоятельная работа (включая подготовку к экзамену) (час): 36
- Промежуточная аттестация: экзамен (36 час.)
Цель дисциплины: Курс педагогики высшей школы знакомит аспирантов с целями, задачами, принципами, методами, формами и средствами обучения и воспитания в высшей школе; раскрывает основные методы научно-педагогических исследований, факторы развития личности, основы педагогических технологий и коммуникаций. Дисциплина способствует формированию и развитию общенаучного мировоззрения, обеспечивающего готовность будущего преподавателя вуза к научно-исследовательской и педагогической деятельности и применению его результатов в деле повышения качества образовательного процесса.
Краткое содержание учебной дисциплины: Введение. Педагогика высшей школы: предмет, место в системе наук. Развитие, социализация и воспитание личности. Преподаватель как организатор учебного процесса. Профессиональное становление преподавателя высшей школы. Современное состояние высшего образования в России. Методология исследования образовательного процесса в высшей школе. Приоритетные стратегии и тенденции развития высшего образования. Современные технологии обучения в высшей школе. Современная система образования.
Формы самостоятельной работы: проработка тем лекций, написание реферата, эссе, выполнение домашних заданий, разработка модели рабочей тетради, подготовка методической разработки лекции, практического занятия, игрового занятия, проблемных вопросов.
Вопросы к экзамену по дисциплине
«Педагогика высшей школы»
По направлениям обучения в аспирантуре:
04.06.01 – Химические науки, 06.06.01 – Биологические науки, 18.06.01 – Химическая технология, 19.06.01 – Промышленная экология, биотехнология, 30.06.01 – Фундаментальная медицина, 33.06.01 – Фармация
Квалификация: исследователь, преподаватель-исследователь
Форма обучения: очная
- Предмет педагогики высшей школы, ее место в системе наук.
- Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки.
- Принципы и методы педагогического исследования.
- Образование как сфера социальной практики и предмет теории.
- Понятийный аппарат педагогики высшей школы.
- Объект педагогики высшей школы ? педагогические системы, функционирующие в высших учебных заведениях, а также системы управления вузами.
- Деятельностный подход к воспитанию
- Традиционные и инновационные подходы к проблеме воспитания и развития личности.
- Сущность социализации ее стадии и факторы.
- Механизмы социализации..
- Воспитание как целенаправленный и планомерный процесс формирования и
- развития личности.
- Развитие и воспитание.
- Возрастные особенности развития личности, ее природный потенциал.
- Профессиональная деятельность преподавателя вуза, ее составляющие.
- Движущие силы и основные закономерности развития личности с позиции современной педагогической науки.
- Основные как функции деятельности преподавателя.
- Типы преподавателя: «ученый», «педагог высшей школы», «администратор», «общественник», «гармоничный».
- Оценка качества деятельности преподавателя.
- Профессионализм и саморазвитие личности педагога.
- Оценка качества деятельности преподавателя.
- Научно-исследовательская деятельность преподавателя.
- Педагогическая культура преподавателя.
- Общение в педагогическом коллективе.
- Педагогические конфликты в процессе общения и их преодоление.
- Принципы государственной политики в области высшего образования. Закон РФ «Об образовании».
- Государственный образовательный стандарт и образовательные программы.
- Образовательные учреждения высшего профессионального образования.
- Перспективы развития высшей школы в Российской Федерации.
- Методология научного познания.
- Эмпирическое и теоретическое познание.
- Эмпирические методы научного познания.
- Общелогические и теоретические методы научного познания.
- Методика и технология проведения научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.
- Проектирование научно-педагогического исследования.
- Философско-психологические и системотехнические основания методологии.
- Средства образовательного процесса.
- Современные стратегии модернизации высшего образования в России.
- Болонский процесс и другие интеграционные процессы в развитии высшего образования.
- Современные тенденции развития высшего образования за рубежом.
- Создание научно-учебно -производственных комплексов как специфической для высшей школы формы интеграции науки, образования и производства.
- Перспективы развития высшей школы в Российской Федерации.
- Демократизация высшего образования.
- Индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента.
- Современные методологические подходы обучения в высшей школе.
- Детерминанты эффективной педагогической деятельности.
- Современные методы обучения.
- Особенности системы образования на разных этапах истории России.
- Сущность современной государственной политики образования, её
- приоритетные принципы.
- Образовательные учреждения, их типы.
- Формы образования.
- Органы управления образованием.