Кафедра гуманитарных наук
+7 (812) 234-42-18

Меню  

Педагогика


Цели дисциплины:

  • дать представление о предмете педагогике, о методах, формах и средствах воспитания и обучения;
  • познакомить с современными представлениями педагогической науки;
  • научить применять в работе основы научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе;
  • ознакомить с современными педагогическими технологиями;
  • сформировать основные представления о целях и задачах обучения и воспитания.

Задачи дисциплины:

  • изучение  понятийного аппарата  педагогики, целей образования и воспитания; форм и  методов педагогического воздействия на личность;
  • изучение основ семейной педагогики;
  • знакомство с общими принципами дидактики и их применением в предметных методиках обучения;
  • знакомство с современными педагогическими методиками.

 

Содержание разделов дисциплины

1. Общие основы педагогики

1.1. Педагогика в системе наук о человеке

Педагогика как наука. Объект, предмет, задачи, функции педагогики. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как социальный феномен. Образование как педагогический процесс. Связь педагогики с другими науками. Общие тенденции современного развития педагогической науки.

1.2. Педагогический процесс

Сущностные характеристики понятия «целостный педагогический процесс», его структура, закономерности и принципы. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Педагогическая система и её виды. Теория обучения как часть общего педагогического процесса. Общая характеристика системы образования.

1.3. Законодательство в области образования

Инновационные подходы и принципы, заложенные в ФГОС нового поколения. Цели обновляющейся системы образования и пути их достижения. Новый воспитательный идеал. Функции преподавателя нового типа. Взаимодействие учебных заведений с родителями, общественными, традиционными религиозными организациями, клубными и спортивными объединениями. Принципы Болонской декларации.

1.4. Методология и методы педагогических исследований

Понятие о методологии педагогической науки. Педагогическая действительность и ее изучение. Принципы, организация, система методов и методика педагогического исследования. Классификация методов научного исследования в педагогике (общенаучные, собственно педагогические и методы других наук; эмпирические, теоретические и эмпирико-теоретические; качественные и количественные). Принципы выбора методов для решения конкретных исследовательских задач. Системный подход к исследованию педагогических явлений и процессов. Логика педагогического исследования.

2. Теория и методика воспитания

2.1. Сущность и содержание процесса воспитания

Воспитание в целостном педагогическом процессе. Цели и задачи гуманистического воспитания. Гуманно-личностная ориентация педагогов. Совместная деятельность воспитателей и воспитанников как основное воспитательное средство. Общие закономерности процесса воспитания. Принципы воспитания. Планирование и осуществление воспитательного процесса. Методика воспитательной работы. Воспитание базовой культуры личности. Создание единого социально ценностного воспитательного пространства в образовательной среде. Национальное своеобразие воспитания.

2.2. Методы и технологии воспитания

Классификация методов воспитания. Инновационные формы и методы воспитания (методы воспитательной ситуации, позитивного подкрепления социально-значимых отношений воспитанников к окружающей среде, применения индивидуальных эталонов оценки достижений, создания ситуации успеха, рефлексивного самоконтроля). Сущность педагогической технологии. Преобразования в воспитательном процессе с целью обеспечения субъектной позиции учащихся. Технология совместного творческого воспитания и индивидуализированные технологии рефлексивного самовоспитания и психологической поддержки.

2.3. Семья и семейное воспитание

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Характеристика семейной политики и демографии в России. Социально-психологическая характеристика современной семьи. Типы семейных отношений. Этапы развития отношений родитель - ребенок. Условия эффективного воспитания в семье. Родительский авторитет и его роль в воспитании. Основные функции совместной деятельности образовательного учреждения и семьи. Роль взаимодействия общественных организаций и семьи в воспитании подрастающего поколения.

3. Теория обучения

3.1. Обучение в целостном педагогическом процессе

Дидактика как теория образования и обучения. Дидактическая деятельность педагога профессиональных учебных заведений: сущность, функции, структура, содержание. Дидактическое проектирование: проектирование целей, содержания, технологии обучения. Обучение как непрерывный и целостный процесс образования личности. Функции обучения. Закономерности и принципы обучения. Развивающее обучение. Формирование самостоятельности учащихся в учебном процессе. Роль мотивации учебной деятельности. Пути и средства развития познавательных интересов личности. Влияние «ситуации успеха» на эффективность обучения.

3.2. Содержание образования как основа базовой культуры личности

Понятие содержания образования. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования. Принципы и критерии отбора содержания образования. Структура системы образования РФ. Уровни образования. Основные типы образовательных учреждений, входящих с систему образования РФ. Государственный образовательный стандарт и его функции. Нормативные документы, регламентирующие содержание высшего профессионального образования. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Основы разработки учебно-программной документации. Источники и формы проектирования содержания обучения: учебный план, учебная программа, план занятий, литература. Содержание учебных программ и учебно-воспитательных планов, требования к их разработке. Проектирование и организация проведения занятия. Цели и содержание непрерывного образования. Перспективы развития содержания высшего профессионального образования.

3.3. Формы, методы и технологии обучения

Организационные формы обучения. Виды современных организационных форм обучения. Методы обучения. Преобразования в учебном процессе с целью обеспечения субъектной позиции учащихся. Технологии обучения. Классификация педагогических технологий. Уровни и структура педагогических технологий. Сравнительная характеристика объяснительно-иллюстративных и развивающих технологий обучения. Развивающее обучение. Проблемное обучение. Интенсивное обучение. Дистанционное обучение. Условия для инновационного обучения. Инновационные образовательные процессы. Модернизация традиционной системы обучения. Проблемы инновационной деятельности. Концепция и технология интерактивного обучения. Классификация инновационных моделей. Типы групповых технологий обучения. Инновационные подходы к контрольно-оценочной деятельности. Единый государственный экзамен как средство контроля качества реализации стандартов образования.

4. Социальная педагогика

4.1. Макрофакторы социализации

Страна как природно-географический фактор социализации. Влияние этнокультурных условий на социализацию человека. Понятие «этнос». Витальные и ментальные особенности социализации людей в разных национальных культурах. Имплицитные концепции личности и воспитания. Особенности русского менталитета. Способы и варианты реализации идеи народности в содержании отечественного образования. Общество и государство как факторы социализации.

4.2. Мезофакторы социализации

Влияние региональных условий на процессы социализации людей. Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни. Средства массовой коммуникации с точки зрения их социализирующего влияния. Субкультура как фактор социализации. Неформальные течения в молодежной среде с точки зрения их социализирующего влияния.

4.3. Асоциальное поведение и коррекционная работа

Виды делинквентного поведения: асоциальные проступки и правонарушения. Внутренние (психологические) и социальные факторы, которые могут приводить к делинквентному поведению учащихся. Виды аутодеструктивного поведения: суицидальное поведение, аддиктивное поведение (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фанатическое поведение, аутическое поведение, виктимное поведение, деятельность с выраженным риском для жизни. Факторы, ведущие к формированию аутодеструктивного поведения. Профилактика асоциального поведения учащихся в семье и воспитательных организациях. Коррекционная работа: цели (коррекция социальной ситуации, коррекция личностных особенностей), формы и методы коррекции.

5. Управление образовательными системами

5.1. Особенности менеджмента в образовании

Понятие «управление образованием». Государственно-общественный характер управления системой образования. Основные принципы управления педагогическими системами (демократизация и гуманизация управления педагогическими системами; системность и целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации; единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами). Методы, приемы и средства управления образовательными системами.


СПХФА

Главный сайт Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии (СПХФА — ЛХФИ).

Посетить →

Инфосфера

Список сайтов кафедр, деканатов, учебных отделов, профкомов, сообществ СПХФА.

Посетить →

Аптекарский остров

Сообщество учащихся, выпускников, сотрудников и ветеранов Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии.

Посетить →

Сайт для абитуриентов

Информация для поступающих в СПХФА. Правила приёма. Итоги приёма. Часто задаваемые вопросы абитуриентов и их родителей.

Посетить →


back to top