Кафедра гуманитарных наук
+7 (812) 234-42-18

Меню  

История и философия науки


Документация

Оценочные средства


 АННОТАЦИЯ

рабочей программы учебной дисциплины
«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

По направлениям обучения:

04.06.01 – Химические науки, 06.06.01 – Биологические науки, 18.06.01 – Химическая технология, 19.06.01 – Промышленная экология, биотехнология, 30.06.01 – Фундаментальная медицина, 33.06.01 – Фармация

Дисциплина относится к циклу обязательных дисциплин ФГТ, изучается аспирантами на 1 году обучения.

  • Общая трудоемкость учебной дисциплины (час): 108
  • Аудиторная трудоемкость учебной дисциплины: (час): 36
  • Самостоятельная работа (включая подготовку к экзамену) (час): 36
  • Промежуточная аттестация: экзамен (36 час.)

Цель дисциплины: Изучение дисциплины направлено на ознакомление аспирантов с  историческими и методологическими проблемами науки и техники как социокультурных феноменов, а так же дисциплин  медико-фармацевтического и биотехнологического профилей. Курс развивает умение ориентироваться в мировоззренческих вопросах науки и техники, содействует более глубокому пониманию проблем современного научно- технического процесса.

Краткое содержание учебной дисциплины:

Взаимосвязь философии и науки. Возникновение и развитие научного познания. Основные стадии его исторической эволюции. Понятие науки и структура научного знания. Методы научного познания. Основания науки. Научные традиции и научные революции. Особенности современного этапа развития науки. Наука как социальный институт. Этика науки. Исторические и философские проблемы техники. Биологическое познание. История биологии. Современные концепции биологии. Проблема системной организации в биологии. Сущность живого и проблема его происхождения. История химии. Концептуальные системы химии и их эволюция. Философия химии. Предмет познания химической науки. Возникновение и развитие фармацевтического познания. Фармация как научное познание. Философские проблемы  фармации. Философия медицины и медицина как наука. История медицины и медико-философских воззрений. Основные проблемы философии медицины. Феномен биосоциальности в медицине. Биоэтика и медицинская этика (деонтология). Предмет экофилософии. Социальная экология.

Формы самостоятельной работы: проработка тем лекций и написание реферата.

Презентации лекций 
1 Предмет философии науки Скачать
2 Понятие науки. Структура научного знания Скачать 
3 Методология научного познания Скачать
4 Научные традиции и научные революции Скачать
5 Наука как социальный институт (Завершинская Н.А.) Скачать
6 Исторические и философские проблемы техники (Завершинская Н.А.) Скачать
7 Биологическое познание. История биологии Скачать
8 Современные концепции биологии (часть 1) Скачать
  Современные концепции  биологии (часть 2) Скачать
  Развитие позитивизма (СХЕМА) Открыть PDF
9 История химии Открыть  PDF
10 Философия химии Скачать
11 Взникновение и развитие фармацевтического познания Скачать
12 Философские проблемы медико фармацевтического знания Скачать
13 Философия медицины и медицина как наука. История медицины и медико-философских воззрений Скачать
14 Социальная экология Скачать
     
     

Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания

  1. http://filnauk. ru/otvety-na-voprosy-po-istorii-i-filosofii-nauki. html – Ответы на вопросы по истории и философии науки.
  2. http://lects. ru/istandphil/ – Лекционные материалы для подготовки к экзаменам.
  3. http://www. kniga. com/books/preview_txt. asp?sku=ebooks319494 – История и философия науки (электронное учебное пособие)
  4. http://englisch-infoblog. ru/nauchnaya-literatura/istoriya-i-filosofiya-nauki – библиотека электронных учебников
  5. http://philosophy. spbu. ru/userfiles/science/projects/rationality/Nauka%20dlya%20geografov10. pdf
  6. Шумный В. К. Проблемы биологии в 21 веке. // www. filosophy. library. ru

Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки»

По направлениям обучения в аспирантуре:

04. 06. 01 – Химические науки, 06. 06. 01 – Биологические науки, 18. 06. 01 – Химическая технология, 19. 06. 01 – Промышленная экология, биотехнология, 30. 06. 01 – Фундаментальная медицина, 33. 06. 01 – Фармация

Квалификация: исследователь, преподаватель-исследователь
Форма обучения очная

  1. Истоки возникновения науки. Наука и преднаука. Основные стратегии производства знаний.
  2. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре.
  3. Становление опытной науки в культуре позднего Средневековья и Возрождения.
  4. Философия и становление естествознания в Новое время.
  5. Классическая наука XVII-XIX веков. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли.
  6. Философия науки в XIX веке.
  7. Влияние марксизма на науку.
  8. Основные проблемы и направления развития философии науки в ХХ веке.
  9. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
  10. Особенности современного этапа развития науки.
  11. Проблема возникновения науки и ее историческая периодизация.
  12. Основания науки. Структура оснований.
  13. Понятие науки. Научное и вненаучное знание: критерии научности.
  14. Три аспекта бытия науки: наука как система знания, наука как система деятельности, наука как социальный институт.
  15. Наука как социальный институт.
  16. Сциентизм и антисциентизм.
  17. Проблема классификации наук. Проблема дифференциации и интеграции научного знания.
  18. Понятие и общая характеристика метода научного познания. Многообразие типов научного знания.
  19. Структура эмпирического и теоретического знания.
  20. Методы эмпирического и теоретического познания.
  21. Идеалы и нормы классической, неклассической и постнеклассической науки.
  22. Идеалы и ценности науки. Понятие этики науки.
  23. Наука как социальный институт. Современные формы организации научных исследований.
  24. Фундаментальная и прикладная наука. Наука и техника.
  25. История развития техники.
  26.  Философия техники как область современной философии.
  27. Биология, ее предмет, структура и основные этапы развития.
  28. Природа и сущность живого.
  29. Концепции происхождения жизни.
  30. Происхождение и основные идеи теории эволюции.
  31. Проблема системной организации в биологии.
  32. Концепция самоорганизации. Синергетика.
  33. Понятие экосистемы. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
  34. Предмет познания химической науки и ее проблемы. Методы познания в химии.
  35. Основные этапы исторического развития химии.
  36. Концептуальные системы химии и их эволюция.
  37. Философские проблемы химии.
  38. История медицины. Медицина как наука.
  39. Философские проблемы медицины.
  40. Феномен биосоциальности в медицине.
  41. Проблемы нормы, здоровья и болезни в философии медицины.
  42. Методологические проблемы гуманизации медицины и здравоохранения. Современные проблемы медицины здоровья.
  43. Фармация как научное знание. Предмет, методы и функции фармации. Система и структура фармацевтического познания.
  44. Основные этапы развития фармацевтического знания.
  45. Философские аспекты фармации.
  46. Этика науки.
  47. Исторические предпосылки формирования биоэтики. Основные принципы и правила врачебной этики.
  48. Биоэтика и ее отношение к традиционным моральным системам. Актуальные проблемы биоэтики.
  49.  Экофилософия как область философского знания.
  50. Основные экологические проблемы конца ХХ – начала ХХ1 века.
  51. Современный экологический кризис. Основные сценарии экоразвития человечества.
  52. Социальная экология. Основные этапы развития социально-экологического знания.

СПХФА

Главный сайт Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии (СПХФА — ЛХФИ).

Посетить →

Инфосфера

Список сайтов кафедр, деканатов, учебных отделов, профкомов, сообществ СПХФА.

Посетить →

Аптекарский остров

Сообщество учащихся, выпускников, сотрудников и ветеранов Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии.

Посетить →

Сайт для абитуриентов

Информация для поступающих в СПХФА. Правила приёма. Итоги приёма. Часто задаваемые вопросы абитуриентов и их родителей.

Посетить →


back to top