Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
+7 (812) 234-42-18

Меню  

История и философия науки


Документация

Оценочные средства


 АННОТАЦИЯ

рабочей программы учебной дисциплины
«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

По направлениям обучения:

04.06.01 – Химические науки, 06.06.01 – Биологические науки, 18.06.01 – Химическая технология, 19.06.01 – Промышленная экология, биотехнология, 30.06.01 – Фундаментальная медицина, 33.06.01 – Фармация

Дисциплина относится к циклу обязательных дисциплин ФГТ, изучается аспирантами на 1 году обучения.

  • Общая трудоемкость учебной дисциплины (час): 108
  • Аудиторная трудоемкость учебной дисциплины: (час): 36
  • Самостоятельная работа (включая подготовку к экзамену) (час): 36
  • Промежуточная аттестация: экзамен (36 час.)

Цель дисциплины: Изучение дисциплины направлено на ознакомление аспирантов с  историческими и методологическими проблемами науки и техники как социокультурных феноменов, а так же дисциплин  медико-фармацевтического и биотехнологического профилей. Курс развивает умение ориентироваться в мировоззренческих вопросах науки и техники, содействует более глубокому пониманию проблем современного научно- технического процесса.

Краткое содержание учебной дисциплины:

Взаимосвязь философии и науки. Возникновение и развитие научного познания. Основные стадии его исторической эволюции. Понятие науки и структура научного знания. Методы научного познания. Основания науки. Научные традиции и научные революции. Особенности современного этапа развития науки. Наука как социальный институт. Этика науки. Исторические и философские проблемы техники. Биологическое познание. История биологии. Современные концепции биологии. Проблема системной организации в биологии. Сущность живого и проблема его происхождения. История химии. Концептуальные системы химии и их эволюция. Философия химии. Предмет познания химической науки. Возникновение и развитие фармацевтического познания. Фармация как научное познание. Философские проблемы  фармации. Философия медицины и медицина как наука. История медицины и медико-философских воззрений. Основные проблемы философии медицины. Феномен биосоциальности в медицине. Биоэтика и медицинская этика (деонтология). Предмет экофилософии. Социальная экология.

Формы самостоятельной работы: проработка тем лекций и написание реферата.

Презентации лекций 
1 Предмет философии науки Скачать
2 Понятие науки. Структура научного знания Скачать 
3 Методология научного познания Скачать
4 Научные традиции и научные революции Скачать
5 Наука как социальный институт (Завершинская Н.А.) Скачать
6 Исторические и философские проблемы техники (Завершинская Н.А.) Скачать
7 Биологическое познание. История биологии Скачать
8 Современные концепции биологии (часть 1) Скачать
  Современные концепции  биологии (часть 2) Скачать
  Развитие позитивизма (СХЕМА) Открыть PDF
9 История химии Открыть  PDF
10 Философия химии Скачать
11 Взникновение и развитие фармацевтического познания Скачать
12 Философские проблемы медико фармацевтического знания Скачать
13 Философия медицины и медицина как наука. История медицины и медико-философских воззрений Скачать
14 Социальная экология Скачать
     
     

Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания

  1. http://filnauk. ru/otvety-na-voprosy-po-istorii-i-filosofii-nauki. html – Ответы на вопросы по истории и философии науки.
  2. http://lects. ru/istandphil/ – Лекционные материалы для подготовки к экзаменам.
  3. http://www. kniga. com/books/preview_txt. asp?sku=ebooks319494 – История и философия науки (электронное учебное пособие)
  4. http://englisch-infoblog. ru/nauchnaya-literatura/istoriya-i-filosofiya-nauki – библиотека электронных учебников
  5. http://philosophy. spbu. ru/userfiles/science/projects/rationality/Nauka%20dlya%20geografov10. pdf
  6. Шумный В. К. Проблемы биологии в 21 веке. // www. filosophy. library. ru

Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки»

По направлениям обучения в аспирантуре:

04. 06. 01 – Химические науки, 06. 06. 01 – Биологические науки, 18. 06. 01 – Химическая технология, 19. 06. 01 – Промышленная экология, биотехнология, 30. 06. 01 – Фундаментальная медицина, 33. 06. 01 – Фармация

Квалификация: исследователь, преподаватель-исследователь
Форма обучения очная

 

    1. Философия и протонаука эпохи античности.
    2. Философия и протонаука в Средние века.
    3. Философия и наука Нового времени.
    4. Философские основания науки.
    5. Взаимосвязь философии и науки, их предметные области. Особенности философского и научного познания.
    6. Понятие науки. Специфика науки как сферы деятельности. Классификация наук.
    7. Структура научного знания.
    8. Природа науки и критерии научности знания.
    9. Проблема дифференциации и интеграции научного знания.
    10. Эмпирический и теоретический уровни научного познания: критерии отличия.
    11. Идеалы и нормы классической, неклассической и постнеклассической науки.
    12. Особенности научного познания. Методы научного познания.
    13. Этика науки. Новые этические проблемы науки в конце XX-начале XXI века.
    14. Механизмы и факторы научного развития: основные подходы.
    15. Наука как социальный институт. Научные сообщества:  исторические типы и современные формы самоорганизации.
    16. Сциентизм и антисциентизм.
    17. Формирование философии науки и ее историческое развитие.
    18. Позитивистская традиция в истории и философии науки: позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
    19. Проблема традиций и новаторства в постпозитивизме.
    20. Теория «эпистемологического анархизма» П. Фейерабенда.
    21. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
    22. Концепция «личностного знания» М. Полани.
    23. Концепция «критического рационализма» К. Поппера.
    24. Теория «нормальной науки» Т. Куна.
    25. Глобальные научные революции и их характеристика. «Структура научных революций» Т. Куна.
    26. Постнеклассический этап развития науки и техники и новые формы инженерной деятельности.
    27. Философия техники как область современной философии.
    28. Основные направления в философии техники XIX-XXI веков.
    29. Основные этапы развития техники.
    30. Понятие техники. Роль техники в современном мире.
    31. Современные тенденции и противоречия развития техногенной цивилизации.
    32. Основные этапы исторического развития химии.
    33. Концептуальные системы химии и их эволюция.
    34. Биология, ее предмет и основные этапы развития.
    35. Основные направления развития биологии XX-XXI веков. 
    36. Теория эволюции.
    37. Теория антропосоциогенеза.
    38. Концепция «общества знания» и ноосферные идеи. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
    39. Основные концепции происхождения жизни. Природа и сущность живого.
    40. История медицины: предмет и задачи. Эволюция медико-философских воззрений в истории человечества.
    41. Основные проблемы философии медицины.
    42. Медицина и философия. Особенности взаимодействия философии и медицины на современном этапе.
    43. Социальная медицина и проблемы медицины здоровья.
    44. Предмет и структура биоэтики, ее модели, принципы и правила. Проблемы фармацевтической биоэтики.
    45. Основные предпосылки формирования  биоэтики и ее исторические модели. 
    46. Основные этапы развития фармацевтического знания.
    47. Фармация как научное познание. Предмет и методы фармации. Основные функции фармации. Структура и система фармацевтического познания.
    48. Экофилософия. Философские проблемы формирования экологической культуры.
    49. Социальная экология, ее предмет и задачи.
    50. Основные экологические проблемы конца ХХ – начала ХХ1 века.

СПХФА

Главный сайт Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии (СПХФА — ЛХФИ).

Посетить →

Инфосфера

Список сайтов кафедр, деканатов, учебных отделов, профкомов, сообществ СПХФА.

Посетить →

Аптекарский остров

Сообщество учащихся, выпускников, сотрудников и ветеранов Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии.

Посетить →

Сайт для абитуриентов

Информация для поступающих в СПХФА. Правила приёма. Итоги приёма. Часто задаваемые вопросы абитуриентов и их родителей.

Посетить →


back to top