Кафедра гуманитарных наук
+7 (812) 234-42-18

Меню  

История и методология науки


Документация


АННОТАЦИЯ

рабочей программы специальной дисциплины
«ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»

По дополнительной образовательной программе профессиональной переподготовки
для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»

Дисциплина относится к перечню дисциплин для получения квалификации «Преподаватель высшей школы».

Общая трудоемкость учебной дисциплины (час): 100

Аудиторная трудоемкость учебной дисциплины: (час): 52

Самостоятельная работа (включая подготовку к экзамену) (час): 48

Промежуточная аттестация: экзамен

Цель дисциплины: Изучение дисциплины направлено на ознакомление слушателей с  историческими и методологическими проблемами науки и техники как социокультурных феноменов, а так же дисциплин  медико-фармацевтического и химико-технологического профилей. Курс развивает умение ориентироваться в мировоззренческих вопросах науки и техники, содействует более глубокому пониманию проблем современного научно- технического процесса.

Краткое содержание учебной дисциплины:

Взаимосвязь философии и науки. Возникновение и развитие научного познания. Основные стадии его исторической эволюции. Понятие науки и структура научного знания. Методы научного познания. Основания науки. Научные традиции и научные революции. Особенности современного этапа развития науки. Наука как социальный институт. Этика науки. Исторические и философские проблемы техники. Биологическое познание. История биологии. Современные концепции биологии. Проблема системной организации в биологии. Сущность живого и проблема его происхождения. История химии. Концептуальные системы химии и их эволюция. Философия химии. Предмет познания химической науки. Возникновение и развитие фармацевтического познания. Фармация как научное познание. Философские проблемы  фармации. Философия медицины и медицина как наука. История медицины и медико-философских воззрений. Основные проблемы философии медицины. Феномен биосоциальности в медицине. Биоэтика и медицинская этика (деонтология). Предмет экофилософии. Социальная экология.

Формы самостоятельной работы: проработка тем лекций и написание реферата.

Презентации лекций 
1 Предмет философии науки Скачать
2 Понятие науки. Структура научного знания Скачать 
3 Методология научного познания Скачать
4 Научные традиции и научные революции Скачать
5 Наука как социальный институт (Завершинская Н.А.) Скачать
6 Исторические и философские проблемы техники (Завершинская Н.А.)  
7 Биологическое познание. История биологии Скачать
8 Современные концепции биологии (часть 1) Скачать
8 Современные концепции  биологии (часть 2) Скачать
  Развитие позитивизма (СХЕМА) Открыть PDF
9 История медицины  
10 Социальная экология  

а) основная литература:

  1. Воробьева С. А., Завершинсткая Н. А. Неронова М. Ю., и др. Учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы аспирантов СПХФА. СПб.: Изд-во СПбГХФА, 2013.
  2. Лешкевич Т. Г. Философия науки: Учебное пособие. М.: ИНФРА, 2012.
  3. Кохановский В. П. Основы философии науки: учебник для аспирантов. – Ростов- на- Дону: Феникс, 2007. 
  4. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: Учебник. Изд-е 3-е, переработ. и доп. М.: Альфа-М, Инфра-М, 2011.
  5. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: Учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 2011. 

б) дополнительная литература:

  1. Липский Б.И.,  Воробьева С.А., Неронова М.Ю., Неронов А.В.,  Игнатов А.В. Методические указания по курсу “История и философия науки” для аспирантов и соискателей медицинских и фармацевтических специальностей. –  СПб.: СПбГХФА, 2008.
  2. Липский Б.И., Марков Б.В. Философия. – М., Юрайт, 2010
  3. История и методология науки. Феномен специализированного познания: учебное пособие / под ред. Б. И. Липского. СПб., 2004.
  4. Шипунова О.Д. История и философия науки: философские проблемы естествознания: Учебное пособие. СПб., 2010.  
  5. Хрусталев Ю.М. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей. Ростов на Дону, 2009.
  6. Современные проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: Учебник для аспирантов и соискателей, под ред. проф. В.В.Миронова.М,  2006.
  7. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук.М., 2006.
  8. Царегородцев Г.И. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей. – М., 2010.
  9. Ивин А. А. Философия науки: Учебное пособие для аспирантов. М., 2005.
  10. Концепции современного естествознания / под ред. С. И. Самыгина. Ростов-на-Дону, 2004.
  11. Кохановский В.П., Приленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки: Учебное пособие. Изд-е 2-е. М.,  Ростов-на-Дону, 2006.
  12. Матвеева Е.Д. История и методология науки по программе магистратуры. – Новосибирск, 2009.
  13. Суховольский В.Г. История и методология науки: Учебное пособие для студентов-магистрантов. – Красноярск, 2004.
  14. Зефирова О.Н. Краткий курс истории и методологии химии: Учебное пособие. – М., 2007.
  15. Длусский Г.М. История и методология биологии: учебное пособие для студентов. – М., 2006.
  16. Кравченко А.Ф. История и методология науки и техники: Учебное пособие. – Новосибирск, 2005.
  17. Сорокина Т. С. История медицины. М., 2005.
  18. Семенченко В. Ф. История фармации. М., 2006.
  19. Философия медицины: Учебник для медицинских вузов / под  ред. Ю.Л. Шевченко.   – М., 2004.
  20. Биоэтика: учебник / под ред. П. В. Лопатина. – М., 2006.
  21. Кобылинский В.А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология, биоэкология: Учебное пособие.  – М., 2003.
  22. Пырин А.Г. Природная среда (социально-философский анализ). – М., 2004.
  23. Тищенко П.Д. Био-власть в эпоху биотехнологий. – М., 2001.

Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания

  1. http://filnauk.ru/otvety-na-voprosy-po-istorii-i-filosofii-nauki.html - Ответы на вопросы по истории и философии науки
  2. http://lects.ru/istandphil/ - Лекционные материалы для подготовки к экзаменам
  3. http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks319494 - История и философия науки (электронное учебное пособие)
  4. http://englisch-infoblog.ru/nauchnaya-literatura/istoriya-i-filosofiya-nauki - библиотека электронных учебников
  5. http://philosophy.spbu.ru/userfiles/science/projects/rationality/Nauka%20dlya%20geografov10.pdf – учебное пособие, философский ф-т СПбГУ

Требования для сдачи экзамена

 Необходимо написать реферат по одной из тем и в случае наличия пропущенных занятий выполнить тесты по соответствующим темам (тесты присылаются на почту).

Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «История и методология науки»

  1. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии по­рождения знаний.
  2. Философия науки в античном полисе.
  3. Философия науки в средневековье.
  4. Философия науки в Новое время.
  5. Философия науки в XIX в. Немецкая классическая философия.
  6. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
  7. Диалектический материализм.
  8. Основные направления философии науки XX века.
  9. Понятие науки. Наука и антинаука: критерии научности.
  10. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.
  11. Классификация наук. Дифференциация и интеграция наук.
  12. Понятие и общая характеристика метода научного познания. Многообразие типов научного знания.
  13. Структура эмпирического знания.
  14. Структура теоретического знания.
  15. Основания науки. Структура оснований.
  16. Динамика науки как процесс порождения нового знания.
  17. Проблемные ситуации в науке. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.
  18. Научные традиции.
  19. Научные революции.
  20. Особенности современного этапа развития науки.
  21. Наука как социальный институт.
  22. Этика науки.
  23. Философия техники как область современной философии.
  24. Биологическое познание. Предмет биологии. Ее структура и этапы развития.
  25. Сущность живого и проблема его происхождения.
  26. Теория эволюции.
  27. Современные концепции биологии.
  28. Проблема системной организации в биологии.
  29. Экосистемы. В.И. Вернадский о биосфере и ноосфере.
  30. Предмет познания химической науки и ее проблемы. Методы познания в химии.
  31. Концептуальные системы химии и их эволюция.
  32. Концепция самоорганизации. Синергетика.
  33. Философия химии.
  34. Фармация как научное познание. Предмет и методы фармации. Основные функции фармации. Структура и система фармацевтического познания.
  35. Философия и фармация.
  36. Философия медицины и медицина как наука.
  37. Основные проблемы философии и медицины.
  38. Феномен биосоциальности в медицине.
  39. Проблема нормы, здоровья и болезни в философии и медицине.
  40. Методологические проблемы гуманизации медицины и здравоохранения. Современные проблемы медицины здоровья.
  41. Исторические предпосылки формирования биоэтики. Основные принципы и правила врачебной этики.
  42. Современные проблемы биоэтики
  43. Экофилософия как область философского знания.
  44. Социальная экология. Основные этапы развития социально-экологического знания. Предмет и задачи социальной экологии, структура социально-экологического знания и его соотношение с другими науками.
  45. Современный экологический кризис. Основные сценарии экоразвития человечества. Новая философия взаимодействия человека и природы в контексте концепции устойчивого развития России.

СПХФА

Главный сайт Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии (СПХФА — ЛХФИ).

Посетить →

Инфосфера

Список сайтов кафедр, деканатов, учебных отделов, профкомов, сообществ СПХФА.

Посетить →

Аптекарский остров

Сообщество учащихся, выпускников, сотрудников и ветеранов Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии.

Посетить →

Сайт для абитуриентов

Информация для поступающих в СПХФА. Правила приёма. Итоги приёма. Часто задаваемые вопросы абитуриентов и их родителей.

Посетить →


back to top