Кафедра гуманитарных наук
+7 (812) 234-42-18

Меню  

Психология общения


Документация


 АННОТАЦИЯ

рабочей программы учебной дисциплины
«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

по специальности 060301.65 «Фармация»
квалификация: специалист
форма обучения: дневная 

Дисциплина «Психология общения» относится к вариативной части общего гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО по специальности 060301.65 «Фармация» и изучается на 1 курсе во 2 семестре.

  • Общая трудоемкость учебной дисциплины (час): 72
  • Аудиторная трудоемкость учебной дисциплины: (час): 48
  • Самостоятельная работа (час): 24
  • Промежуточная аттестация: зачет

Цель дисциплины: дать представление об основах психологии общения и культуры делового взаимодействия; научить строить общение с потребителями лекарственных средств и других фармацевтических товаров; сформировать знания и умения психологически обоснованного общения.

Связь с другими дисциплинами: Изучение данной дисциплины базируется на изучении таких дисциплин, как «История Отечества», «Культура русской речи».

После освоения дисциплины студент должен:

  • знать основы психологии общения и культуры делового взаимодействия;
  • уметь: строить общение с потребителями лекарственных средств и других фармацевтических товаров.

Краткое содержание учебной дисциплины: Предмет психологии общения. Понятие общения. Общение как обмен информацией (коммуникация). Общение как взаимодействие (интеракция). Общение как восприятие (перцепция). Невербальные способы общения. Психология делового общения. Техника и технологии общения.

а) основная литература:

  1. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб., 2012
  2. Чернова Г.Р., Слотина Т.В. Психология общения. – СПб: Питер, 2012

б) дополнительная литература:

  1. Аминов, И. И. Психология делового общения: учеб. пособие. - М., 2009.
  2. Барышева, А. Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса): учебное пособие / А. Д. Барышева, Ю. А. Матюхина, Н. Г. Шередер. - М., 2011
  3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. - М., 2011.
  4. Горянина, В.А. Психология общения: учебное пособие для факультетов социальной работы. - М., 2008.
  5. Вердербер Р. Психология общения: Тайны эффективного взаимодействия: Полный курс. - СПб., 2010
  6. Воронцов, Д. В. Гендерная психология общения. - Ростов н/Д., 2008.
  7. Гришина, Н.В. Психология конфликта. - СПб.,2008.
  8. Ефремов Е.Г. Психология общения: конспект лекций. - Омск, 2005
  9. Накамото, С. Гений общения. Как им стать? - СПб., 2010.
  10. Никандров, В. В. Психология: учебник. - М, 2009.
  11. Рогов, Е.И. Психология общения. - М.,2004
  12. Станкин, М. И. Психология общения: учеб. пособие. - М, 2008.
  13. Таннен Д. Общаться с родными. Как? - М., 2007
  14. Томас Д. Переговоры на 100% (21 правило успешных переговоров). - М., 2007
  15. Цветков, В. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях : учеб. пособие / В. Цветков, А. Караяни. - М., 2009. 

 

Электронные ресурсы:

Библиотека Максима Мошкова

koob.ru

psychology.ru

psy-sait.ru

flogiston.ru/library

gumer.info

Ссылки на литературу по психологии в Интернете:

koob.ru: Социальная психология

koob.ru: Практическая психология

www.litpsy.ru

Электронные учебники по психологии:

psychol-ok.ru

upsihologa.com.ua

psychological.ru

Ответы на задания присылайте в электронном виде на адрес преподавателя:
darya.brandina@pharminnotech.com (Сизова Дарья Викторовна)

Контрольная 1

Вопросы (написать развернутые ответы):

  1. Какие характеристики общения выделены А.А. Леонтьевым?
  2. Сколько периодов выделяют в истории развития проблемы общения?
  3. Как соотносятся между собой категории «общение» и «деятельность»?
  4. Перечислите коммуникативные навыки.
  5. Характеристики личности, способствующие успешному общению.

Ключевые понятия (написать определения): общение, одиночество, аутизм, дружба, коммуникативная компетентность, кооперативное взаимодействие, сотрудничество, стратегия взаимодействия.

ЗАДАНИЕ.

1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:

1)     Общение – это многоплановый процесс ………………………… между людьми, порождаемый ………………………………. деятельности.

2)     Простейший уровень общения – это …………………………………… уровень.

3)     Анализ общения как деятельности осуществлял ……………………………… .

2. В психологии общение трактуется как …. (выберите один ответ)

  • а) взаимодействие субъектов;
  • б) вид самостоятельной деятельности;
  • в) атрибут других видов деятельности;
  • г) все ответы верны;
  • д) все ответы не верны.

3. Функция общения, связанная с объединением людей, называется… (выберите один ответ)

  • а) трансляционная;
  • б) инструментальная;
  • в) самовыражения;
  • д) синдикативная.

4. Ниже приведён список утверждений. Оцените их с точки зрения правильности и неправильности.

  • а) Общение – это процесс, который можно обозначить словами «беседа», «разговор», «дидактическое общение (общение двоих)».
  • б) Общение и коммуникация – это два равноценных понятия.
  • в) Общение выступает как многосторонний процесс, который включает в себя взаимодействие людей, обмен информацией, обмен эмоциями, познание собеседника и самого себя.
  • г) Общение не только возможно между двумя личностями, но и между личностью и группой, между личностью и большой общностью.

Контрольная 2

Вопросы (написать развернутые ответы):

  1. Какие уровни общения вы знаете?
  2. Раскройте цели и средства общения. Опишите типологию общения.
  3. Какое общение называется формальным, а какое неформальным?
  4. Перечислите функции общения.

Ключевые понятия (написать определения): межличностное общение, непосредственное общение, опосредованное общение, предметное общение, стиль взаимодействия, отчужденность, коммуникативность, внеситуативно-личностная форма.

ЗАДАНИЕ.

Приведите пример ситуации опосредованного общения (например, диалог в социальных сетях). Проанализируйте и опишите средства, заменяющие невербальную коммуникацию (мимику, контакт глаз, интонацию, громкость, голова, жесты, вздохи и т.д.).


Контрольная 3

Вопросы (написать развернутые ответы):

  1. Перечислите коммуникативные барьеры.
  2. Назовите типы коммуникативного воздействия.
  3. Какие виды конструктивного психологического влияния вы знаете?
  4. В чем особенности авторитарной и диалогической коммуникации?
  5. Назовите виды противостояния психологическому влиянию.

Ключевые понятия (написать определения): коммуникация, коммуникативная совместимость, внушение, аттракция, компромисс, барьеры отношений, логический барьер, манипуляция.

ЗАДАНИЕ.

Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию? Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий.

1. Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными».

2. А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался — каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.

3. Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он «пристает к ним». Мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим поведением намекала, что она для них вполне доступна в сексуальном отношении.

4. Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» протянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.


Контрольная 4

Вопросы (написать развернутые ответы):

  1. Перечислите функции вербальной коммуникации.
  2. Назовите нормы речи и её виды.
  3. Какие основные психологические приемы публичной речи вы знаете?  
  4. Опишите меры повышения эффективности речевого воздействия.
  5. Назовите средства невербальной коммуникации.

Ключевые понятия (написать определения): вербальная коммуникация, адресат влияния, жаргон, избегание, альтруизм, межличностное (психологическое) влияние, религиозные барьеры, полисемия.

ЗАДАНИЕ.

Проанализируйте по приведенным примерам влияние на слушателя одновременно слов и жестов. Какие выводы можно сделать в описанных ситуациях? Как вы считаете, на какую, информацию надо полагаться в случае явного расхождения вербальной и невербальной информации?

1. Фрейд, беседуя с пациенткой о том, как она счастлива в браке, заметил, что она бессознательно снимала с пальца и надевала обручальное кольцо.

2. Служащий рассказал начальнику о своем проекте реорганизаций работы отдела. Начальник сидел очень прямо, плотно упираясь ногами в пол, не останавливая взгляда на служащем, но время от времени повторяя: «Так- так... да-да...» В середине беседы, отклонившись назад, oперев подбородок на ладонь так, что указательный палец вытянулся вдоль щеки, он задумчиво полистал проект со словами: «Да, все, о чем вы говорили, несомненно, очень интересно, я подумаю над вашими предложениями».

3. Вы по пути решили навестить приятельницу, не предупредив её заранее о своем визите: «Не помешаю? У тебя есть время? Мне надо кое-что тебе рассказать...» — «Ну что ты... заходи, конечно... Кофе будешь?». Хозяйка достала банку, насыпала кофе, плотно закрыла ее и спрятала на полку. «Так ты сейчас ничем не занята?» — «Для тебя у меня всегда найдется время...»

4. Вы просите у знакомого книгу. Он с готовностью соглашается дать вам ее и начинает искать на полках. Ищет, ищет... Казалось бы, все обыскал — книги нет как не было!

5. Политический деятель выступает с предвыборной программой. Потрясая указательным пальцем над головами слушателей, он говорит: «Я искренне стремлюсь к диалогу, стараюсь учитывать мнение всех слоев общества...» Делая плавные, округлые жесты обеими руками, он заверяет всех, что у него есть четкая, обдуманная программа.


Контрольная 5

Вопросы (написать развернутые ответы):

  1. Опишите понятие интеракции.
  2. Основные стратегии поведения в процессе взаимодействия.
  3. Какова структура взаимодействия?
  4. Какие психоаналитические теории взаимодействия вы знаете?
  5. Перечислите принципы социального взаимодействия, сформулированные Дж. Хомансом.

Ключевые понятия (написать определения): интеракцияигнорирование, коммуникабельность, массовое общение, конфронтация, семантический барьер, отчужденность, приспособление.

ЗАДАНИЕ.

В трансактной концепции Э. Берна выделены позиции Ребенка, Родителя и Взрослого. Ниже перечислены характеристики поведения при принятии каждой из них. Определите, что в данном списке принадлежит Родителю, Взрослому и Ребенку.

Раскованность, скептицизм, жизнерадостность, бедность фантазии, недооценка эмоциональной стороны жизни из-за рационального подходу к ней, авторитетный тон, импульсивность, контроль над своими действиями, покровительство, безапелляционность, богатая фантазия, пугливость, скованность, догматизм, сознание собственного превосходства и права «карать», неуверенность, любопытство, беспомощность, доверчивость, уверенность у своей правоте, расчет действий, трезвость в оценках, понимание относительности догм, несдержанность.


Контрольная 6

Вопросы (написать развернутые ответы):

  1. Дайте характеристики конфликта.
  2. Опишите понятие «конфликтная ситуация».
  3. Как  развивается динамика конфликта?
  4. Какие бывают стратегии поведения в конфликте?
  5. Какие условия конструктивного разрешения конфликта вы знаете?

Ключевые понятия (написать определения): уклонение, эмоциональное общение, социальная рефлексия, психологическая самооборона, принуждение, конфликт, адресат влияния, деструктивная критика.

ЗАДАНИЕ.

Просмотрите художественный фильм «ГАРАЖ» (реж. Э. Рязанов, 1979 г.) (ссылка для просмотра – https://www.youtube.com/watch?v=Xqsa4u00GXM). Рассмотрите и проанализируйте конфликтную ситуацию, развивающуюся в данном фильме, в которой задействовано много человек. Оцените эффективность данного конфликта и оптимальность способа его разрешения с точки зрения различных участников.

План анализа:

1) Вид конфликта.
2) Структура конфликта:

а) участники конфликта;
б) зона разногласий;
в) мотивы конфликта;
г) представление о ситуации;
д) конфликтные действия.

3) В чём причина конфликт?
4) Как бы вы решили данный конфликт?

Алгоритм анализа:

  • участники (стороны) конфликта
  • объект притязаний сторон
  • декларируемые цели сторон (внешняя позиция)
  • потребности и опасения сторон (внутренняя позиция)
  • изменения в сторонах и объекте в процессе развития отношения, в частности:
    • появление новых участников
    • возникновение конфликтов внутри лагеря единомышленников
    • изменение формулировки внешней позиции
    • переконструирование ценностей и смыслов
    • изменение в объекте конфликта
  • выбранный способ разрешения конфликта
  • оценка выбранного способа разрешения конфликта каждой из сторон, их чувства и мысли

Контрольная 7

Вопросы (написать развернутые ответы):

  1. Что такое имидж личности?
  2. Каковы функции социальной перцепции в процессе общения?
  3. Какие механизмы межличностного восприятия вы можете назвать?
  4. Перечислите основные эффекты межличностного восприятия.
  5. Опишите психологические механизмы восприятия.

Ключевые понятия (написать определения): перцепция, эффект ореола, каузальная атрибуция, децентрация, имидж личности, идентификация, стереотипизация, физиогномическая редукция.

ЗАДАНИЕ.

Проанализируйте отрывки, представленные ниже; определите типовую схему перцепции, систематические ошибки социального восприятия.

«Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупости, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна» (Л.Н Толстой. «Крейцерова соната» [100, т 12, с.148]).

«Красота производит совершенные чудеса. Все душевные недостатки в красавице вместо того, чтобы произвести отвращение, становятся как-то необыкновенно привлекательны» (Н.В.Гоголь. «Невский проспект» [27, т. 1, с.463]).

«На нем был черный фрак, побелевший уже по швам, панталоны летние... под истертым черным галстуком на желтоватой манишке блестел фальшивый алмаз, шершавая шляпа, казалось, видела и вёдро и ненастье. Встретясь с этим человеком в лесу, вы приняли бы его за разбойника; в обществе – за политического заговорщика; в передней — за шарлатана, торгующего эликсирами или мышьяком» (А.С.Пушкин. «Египетские ночи»).

«Что приличествует Юпитеру, то не приличествует быку» (древняя поговорка).


Контрольная 8

Подробно опишите факторы, мешающие правильному восприятию другого человека:

  1. Стереотипы, предубеждения, установки.
  2. Опишите принципы создания имиджа личности.
  3. Приоритетные качества личности.
  4. Индивидуальные особенности личности и их роль в общении.

Ключевые понятия (написать определения): механизм социальной перцепции, застенчивость, внеситуативно-познавательная форма, внутригрупповой фаворитизм, политические барьеры, пробуждение импульса к подражанию, просьба.

ЗАДАНИЕ.

Проанализируйте текст и сформулируйте свои представления о роли «цветопсихологии» в социальной перцепции.

- Люди излучают разнообразные сигналы, — объяснил Хаит. — Я настроен на них и улавливаю. Я могу сказать очень многое о человеке по сигналам, которые он или она излучает.

- А я излучаю сигналы, Эл?

- Да, сэр. Все их излучают.

- Какие сигналы я излучаю?

Лицо Ханта было очень серьезным, когда он ответил:

- Бледно-красные.

- Что? - Марине выглядел озадаченным.

- Я улавливаю сигналы в виде цвета. Может быть, вам покажется это странным, но я не уникален. Некоторые из нас могут ощущать цвета, излучаемые другими людьми. Это именно те сигналы, о которых я говорю. Сигналы, которые излучаете вы, я воспринимаю как бледно-красные. Что-то теплое, но в то же время агрессивное. Как сигнал предупреждения. Он притягивает тебя, но свидетельствует о какой-то опасности...

Марино остановил пленку и язвительно мне улыбнулся.

- Ну, разве этот парень не псих? — спросил он.

- На самом деле мне кажется, что он довольно проницателен, — сказала я. — Ты действительно какой-то теплый, агрессивный и опасный.

- Черт побери, док. У парня просто не все дома. Послушать его, так получится, что все чертово население — ходячая радуга.

- Есть некоторые психологические подтверждения тому, что он говорит, — ответила я сухо. — Различные эмоции ассоциируются с цветами. Это является основанием для подбора цветовой гаммы в общественных местах, в комнатах гостиниц, институтах. Голубой, например, ассоциируется с депрессией. В психиатрических клиниках ты найдешь много комнат, оформленных в голубых тонах. Красный — цвет агрессии, гнева, ярости. Черный — болезненный, зловещий и так далее. Насколько я помню, ты рассказывал мне, что у Ханта степень магистра психологии.

Марино раздосадованно вновь запустил пленку.

- ...Полагаю, это может быть связано с вашей профессией. Вы детектив, — говорил Хант. — В данный момент вы хотите со мной сотрудничать, но в то же время вы мне не доверяете и можете быть для меня опасным, если мне есть что скрывать. Это предупреждающая часть светло-красного, которую я чувствую. Теплая часть — это то, что исходит от вашей личности. Вы хотите, чтобы люди были расположены к вам. Может быть, вы хотите быть расположенным к ним. Вы ведете себя жестко, но при этом хотите нравиться людям...

- Ну, хорошо, — прервал Марино, — что вы скажете по поводу Берил Медисон? О ее цветах? Вы их улавливали?

- О да. Это как раз то, что сразу поразило меня в ней. Она была особенной, действительно особенной. ...Очень отчужденная, — ответил Хант. — Я улавливал арктические цвета. Холодный голубой, бледно-желтый, как слабый солнечный свет, и белый, такой холодный, что казался горячим, как сухой лед... Именно белая часть была особенной. Я улавливаю пастельные тона от многих женщин, эти женственные оттенки соответствуют цветам их одежды — розовые, желтые, бледно-голубые и зеленые. Это пассивные, холодные, хрупкие дамочки. Иногда я вижу женщину, которая излучает темные сильные цвета, например темно-синий, бордовый или красный. Они более сильного типа. Обычно агрессивные, они могут быть адвокатами, врачами или деловыми женщинами и часто носят костюмы тех цветов, которые я только что описал...

- Вам нравится такой тип женщин? — спросил Марино.

Хант колебался.

- Нет, сэр. Если быть честным.

Марино рассмеялся, наклонился вперед и сказал:

- Эй, что касается меня, то я тоже не люблю этот тип. Мне больше нравятся пастельные куколки... Расскажите мне еще что-нибудь о Берил, о тех сигналах, что вы принимали.

Задумавшись, Хант наморщил лоб.

- Пастельные оттенки, которые она излучала, не были такими уж необыкновенными, но я не интерпретирую их как слабость. И это не пассивность. Ее оттенки более холодные, арктические, как я уже сказал, а не цветочные. Она как будто указывала миру держаться от нее подальше, дать ей побольше пространства... Отдаленность, вот что приходит в голову. Огромное расстояние, которое нужно преодолеть, чтобы добраться до нее. Но если вы все же преодолеете, если она когда-нибудь позволит вам приблизиться, вы будете обожжены ее энергией... У нее высокая интенсивность, очень высокая. И у меня было ощущение, что она очень умная, очень сложная.

(П. Корнуэлл)


Контрольная  9

Вопросы (написать развернутые ответы):

  1. Какая роль в процессе общения у невербальных средств?
  2. Опишите виды невербальных средств общения.
  3. Что такое кинема?
  4. Какой механизм у «обратной связи»?
  5. Перечислите основные гипотезы возникновения жестов.

Ключевые понятия (написать определения): невербальная коммуникация, мера коммуникативной компетенции, конгруэнтность, коммуникативная совместимость, проксемика, самопродвижение, такесика, фонетический барьер.

ЗАДАНИЕ.

Выберите такое место, где вы могли бы наблюдать за людьми, лишенными возможности общаться голосом (из-за шума, необходимости соблюдать тишину, по причине большого расстояния между ними). Это может быть ресторан, больница, стройплощадка, библиотека и т.п. Проследите за жестами, которые используют собеседники для передачи информации. Проанализируйте увиденное:

  1. Насколько эффективным средством общения являются жесты?
  2. В чём проявляются их недостатки и ограниченность?
  3. Какого рода просьбы или требования легче всего передать жестами?
  4. Какие – труднее всего?
  5. Какие из них вообще невозможно выразить жестом?
  6. Могут ли жесты передать эмоции?
  7. Тот, кто активно жестикулирует, вам приятен?

Контрольная 10

Вопросы (написать развернутые ответы):

  1. Какая информация передается с помощью жестов?
  2. Опишите жесты «лжи».
  3. Перечислите правила невербального общения.
  4. Назовите перформативные жесты.
  5. Приведите примеры символических жестов в разных культурах.

Ключевые понятия (написать определения): экстралингвистика, социальный стереотип, кинема, робость, сленг, агрессия, коммуникативные барьеры, аномия.

ЗАДАНИЕ.

Используя свои знания о невербальной коммуникации, по приведенным отрывкам попробуйте догадаться о том, что в действительности происходит с их персонажами.

1. Однако бойкость не удавалась ей, и чаще всего, особенно при новых людях, взгляд Марии Ивановны пропадал в пространстве, хотя болтала она в это время без умолку. (И. А. Бунин)

2. Лицо Александра Ивановича сохраняло нейтральность, но руки его бесцельно шарили по столу, как у слепого. (И. Ильф, Е. Петров)

3. [Мармеладов] стукнул себя кулаком по лбу, стиснул зубы, закрыл глаза и крепко оперся локтем о стол. Но через минуту лицо его вдруг изменилось, и с каким-то напускным лукавством и выделанным нахальством он взглянул на Раскольникова, засмеялся и проговорил: - А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить! Хе, хе, хе! (Ф. М. Достоевский)

4. Разговаривая, он, как на пружинах, подскакивал на диване, оглушительно и беспричинно хохотал, быстро-быстро потирал от удовольствия руки, а когда и этого оказывалось недостаточно для выражения его восторга, бил себя ладонями по коленкам, смеясь до слез. (Б. Пастернак)

5. Его желтая барабанная пятка выбивала по чистому полу тревожную дробь. (И. Ильф, Е. Петров)

6. Как только присяжные уселись, председатель сказал им речь об их правах и ответственности. Говоря свою речь, председатель постоянно переменял позу: то облокачивался на левую, то на правую руку, то на спинку, то на ручки кресел, то уравнивал края бумаг, то гладил разрезной нож, то ощупывал карандаш. (Л. Н. Толстой)

7. Невольно я подняла голову и прямо напротив увидела две руки, каких мне еще не приходилось видеть: они вцепились друг в друга, точно разъяренные звери, и в неистовой схватке тискали и сжимали друг друга, так что пальцы издавали сухой треск, как при раскалывании ореха. (С. Цвейг)

8. Ты запрокидываешь голову — Затем, что ты гордец и враль... (М. Цветаева)

9. Полыхаев удивительно быстро моргал глазами и так энергично потирал руки, будто бы хотел трением добыть огонь по способу, принятому среди дикарей Океании. (И. Ильф, Е. Петров)

10. Вазир-Мухтар смотрел спокойно, с неопределенною сосредоточенностью, как бы мимо глаз евнуха или сквозь него. (Ю. Тынянов) 


Контрольная 11

Вопросы (написать развернутые ответы):

  1. Раскройте понятие делового общения.
  2. Назовите виды делового общения.
  3. Опишите виды устного делового общения (монологическое и диалогическое).
  4. Каковы общие принципы делового общения?
  5. Какие правила вербального этикета и культуры поведения в общении вы знаете?

Ключевые понятия (написать определения): паралингвическая система, отказ, ситуативно-деловое общение, ситуативно-личностная форма, социальная фасилитация, убеждение, формирование благосклонности, эффект Рингельмана.

ЗАДАНИЕ.

Найдите решение проблемной ситуации:

Во время совещания ваша сотрудница проявляет агрессивное поведение, грубит вам, не желает принимать ваших замечаний по поводу конкретной ситуации. Что вы предпримете в этом случае, с тем, чтобы не подрывать собственный авторитет и поддерживать нормальные рабочие отношения?


Контрольная 12

Вопросы (написать развернутые ответы):

  1. Перечислите этапы делового общения.
  2. Опишите этику и психологию деловых бесед и переговоров.
  3. Как следует подготавливаться, и какие правила ведения переговоров вы знаете?
  4. Назовите этические нормы и принципы деловых переговоров.
  5. Какие факторы снижают эффективность деловой коммуникации?

Ключевые понятия (написать определения): принуждение, коннотация, игнорирование, заражение, аномия, социальный стереотип, фатическое общение, хронотип.

ЗАДАНИЕ.

1) Прочтите отрывок, герои которого — врачи, спасшие безнадежную пациентку, — собираются на телевизионную пресс- конференцию. Как вы считаете, удачно ли они одеты?

2) Представьте, что вы отправляетесь на важную для вас первую деловую встречу с незнакомой женщиной (мужчиной). Как и в какие цвета вы оденетесь, какие аксессуары подберете, какой макияж, запах духов выберете? Почему? Ответ аргументируйте примерами.

...Выбор [Сары] остановился на широкой мадрасской юбке, бежевой хлопчатобумажной блузке и бирюзовом блейзере свободного покроя. Наряд дополняли пояс из Бирмы ручной выделки и кожаные туфли без каблуков. Единственное, в чем она уступила, учитывая официальность события, — это надела колготки, которые так неудобны в июльскую жару. ...Она схватила богато украшенные бронзовые сережки, сделанные по заказу мастером из Акхы, и вдела их в уши, пока спускалась вниз. ...Гленн Пэрис встретил ее в приемной своего кабинета... Как всегда, он был подчеркнуто хорошо одет. Сегодня его коричневый костюм, небесно-голубая сорочка и красный галстук, казалось, были специально подобраны для телевидения. (М. Палмер).


Контрольная 13

Вопросы (написать развернутые ответы):

  1. Какие правила тактики и техники общения вы знаете?
  2. Опишите технологии подлинного общения Э. Берна и спонтанности Ф. Перлса.
  3. Перечислите основные позиции и стили общения.
  4. Какие коммуникативные навыки вы знаете?
  5. Какую роль выполняет понимание в процессе общения?

Ключевые понятия (написать определения): конфронтация, массовая коммуникация, предметное общение, синонимия, социальная ингибиция, социальный стереотип, творчество, транзакция.

ЗАДАНИЕ.

Ниже приведены примеры трансакций. Поясните, с каких позиций действуют и должны действовать их участники, каков характер трансакции. Будет ли эффективным общение в трансакциях и почему?

  1. Иванов. Что стало с молодежью?! Она совсем распустилась! 
    Петров. Да, в их годы мы были поскромнее.
  2. Преподаватель. Каким это образом у вас здесь получилось трехзначное число? 
    Студент. Ах, да, забыл извлечь квадратный корень!
  3. Кассир. А не сорваться ли нам в кино, пока нет начальства? 
    Бухгалтер. Будьте добры, передайте мне ведомости за прошлый квартал.
  4. Голубева. Проводите меня, у нас в подъезде вечно толкутся пьяные. 
    Коршунов. Ну, конечно-конечно, с удовольствием провожу.
  5. Иванов. Как вам не стыдно сидеть, когда рядом стоит пожилая женщина! 
    Петров. О, конечно-конечно, я просто не заметил: Задумался, знаете... Садитесь, пожалуйста.
  6. Петров. Сейчас-сейчас, я предоставлю вам слово, я вижу, что вы уже пятый раз поднимаете руку. 
    Сидоров. Могу и вообще не выступать...
  7. Жена. Сходи, погуляй с Джерри; Заодно зайдешь за хлебом. 
    Муж. Видишь, я занят! А тебе, что, лень от телевизора оторваться?
  8. Иванов. После Сидорова, он от пенсионеров выступает, я дам вам слово! 
    Петров. Отлично!
  9. Иванов. Как вам не стыдно сидеть, когда рядом инвалид? 
    Петров. Так уступи ему место, дедуся. А то расселся тут и указывает... Кто ты такой, чтобы всем указывать?!
  10. Ковбой. Не хотите ли взглянуть на наши конюшни?
    Барышня. Ах, я с детства обожаю лошадок!

Контрольная 14

Вопросы (написать развернутые ответы):

  1. Опишите барьеры непонимания.
  2. Какие барьеры относятся к социально-культурным различиям?
  3. Опишите технологию беспроблемного общения по Т.Гордону.
  4. Перечислите виды убеждающих воздействий.
  5. Какие техники способствуют снижению эмоционального напряжения во взаимодействии?

Ключевые понятия (написать определения): фонетический барьер, эмоциональная децентрация, энергетическая мобилизация, эффект проекции, эффект средней ошибки, аутичность, коммуникативность, непосредственное общение.

ЗАДАНИЕ.

Прокомментируйте приведенный ниже фрагмент. Какие проблемы общения он иллюстрирует? Что вы можете сказать об участниках общения?

Коренастая молодая медсестра, на нагрудной нашивке которой было написано «Джепин Куртас», окликнула их.

- Простите. Чем могу вам помочь?

- Ничем, — рявкнул через плечо Грейсон. — Мы идем в палату пятьсот пятнадцать.

- Прошу остановиться, — потребовала сестра.

Грейсон застыл на месте. Он остановился, когда ему приказали, но руки, висевшие по бокам, нервно сжимались в кулаки и разжимались. Догонявший его доктор Бен Харрис громко и облегченно вздохнул.

- Настоящее имя Лизы Саммер - Лиза Грейсон, - заявил Грейсон с преувеличенной терпеливостью. - Я - ее отец, Уиллис Грейсон, а это ее личный врач, доктор Бенджамин Харрис. Теперь мы можем войти?

Лицо медсестры отразило смятение, но лишь на мгновение.

- Время посещения больных начинается у нас в два часа дня, — объяснила она. — Но если Лиза согласится, то я сделаю для вас исключение.

Кулаки Грсйсона опять сжались, но на этот раз так и не разжались.

- Вы знаете, кто я такой? — заносчиво спросил он.

- Знаю, кто вы такой, с ваших слов. Послушайте, мистер Грейсон, не хочу быть...

- Бен, у меня просто нет времени на все эти пререкательства, - выпалил Грейсон. - Останьтесь здесь и объясните этой женщине, кто я такой и зачем приехал сюда. Если она будет продолжать путаться под ногами, позвоните проклятому директору этой так называемой больницы, пусть он поднимется сюда. А я пошел к Лизе.

Даже не дожидаясь ответа, он важно двинулся вперед.

(М. Палмер)


Рекомендуемая литература:

а) основная

  1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М., 2003.
  2. Ефимова, Н.С. Психология общения. Учебное пособие. – М., 2009.
  3. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб., 2009.
  4. Леонтьев, А. А. Психология общения: учебное пособие. - М., 2010.
  5. Чернова, Г.Р., Слотина, Т.В. Психология общения. – Спб.: Питер, 2012.
  6. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения: учебник. - М., 2008. 

б) дополнительная литература:

  1. Айви, А. Лицом к лицу: Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. – Новосибирск, 2005.
  2. Аминов, И. И. Психология делового общения: учеб. пособие. - М., 2009. 
  3. Барышева, А. Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса): учебное пособие / А. Д. Барышева, Ю. А. Матюхина, Н. Г. Шередер. - М., 2011
  4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. - М., 2011.
  5. Вердербер Р. Психология общения: Тайны эффективного взаимодействия: Полный курс. - СПб., 2010
  6. Воронцов, Д. В. Гендерная психология общения. - Ростов н/Д., 2008.
  7. Горянина, В.А. Психология общения: учебное пособие для факультетов социальной работы. - М., 2008.
  8. Гришина, Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.
  9. Ефремов, Е.Г. Психология общения: конспект лекций. - Омск, 2005
  10. Зимбардо, Ф., Ляйппе, М. Социальное влияние. – Спб.: Питер, 2011.
  11. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. – Спб.: Питер, 2011.
  12. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий. – Спб.: Питер, 2011.
  13. Маейрс, Д. Социальная психология. 7-е изд. – Спб.: Питер, 2011.
  14. Накамото, С. Гений общения. Как им стать? - СПб., 2010.
  15. Никандров, В. В. Психология: учебник. - М, 2009.
  16. Пиз, А., Пиз, Б. Язык взаимоотношений. Мужчина – женщина. М., 2010.
  17. Рогов, Е.И. Психология общения. - М.,2004
  18. Станкин, М. И. Психология общения: учеб. пособие. - М, 2008.
  19. Таннен Д. Общаться с родными. Как? - М., 2007
  20. Томас Д. Переговоры на 100% (21 правило успешных переговоров). - М., 2007
  21. Цветков, В. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях : учеб. пособие / В. Цветков, А. Караяни. - М., 2009.

в) электронные рессурсы:

 

 

 

Алгоритм выбора контрольной работы

Принцип выбора тем - по первой букве фамилии студента

Первая буква фамилии

№ контрольной работы

А, Е 1
Б, В
Г, Ж, У
Д, Т, Й
З, И, Ф
К, Х
Л, Ц
М, Ч
Н, Ш 10 
О, Щ 11 
П, Э 12 
Р, Ю 13 
С, Я 14 

Расписание зачетов по психологии общения:

Группа Дата и время Аудитория

343

344

347

повторно: 

08.06 (понедельник)

13:30

17

340

345

346

08.06 (понедельник)

13:00 

17

341

342

05.06 (пятница)

14:00 

40

СПХФА

Главный сайт Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии (СПХФА — ЛХФИ).

Посетить →

Инфосфера

Список сайтов кафедр, деканатов, учебных отделов, профкомов, сообществ СПХФА.

Посетить →

Аптекарский остров

Сообщество учащихся, выпускников, сотрудников и ветеранов Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии.

Посетить →

Сайт для абитуриентов

Информация для поступающих в СПХФА. Правила приёма. Итоги приёма. Часто задаваемые вопросы абитуриентов и их родителей.

Посетить →


back to top