Кафедра гуманитарных наук
+7 (812) 234-42-18

Меню  

Биоэтика


Документация


АННОТАЦИЯ

рабочей программы учебной дисциплины
«БИОЭТИКА»

по специальности 060301.65 «Фармация»

квалификация: специалист

Дисциплина «Биоэтика» относится к обязательной части общего гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО по специальности 060301.65 «Фармация» и изучается на 1 курсе во 2 семестре.

Общая трудоемкость учебной дисциплины (час): 72

Аудиторная трудоемкость учебной дисциплины: (час): 48

Самостоятельная работа (включая подготовку к экзамену) (час): 24

Промежуточная аттестация: зачет.

Цель дисциплины: Дать представление об морально-этических нормах и принципах, относящихся к профессиональной деятельности фармацевтического работника. Научить использовать принципы фармацевтической деонтологии и этики. Сформировать знания и умения для решения проблемных этико-правовых вопросов фармацевтической практики и защиты интересов потребителей лекарственных средств и других фармацевтических товаров.

Связь с другими дисциплинами: Изучение данной дисциплины базируется на изучении таких дисциплин, как «История Отечества» и «История фармации». После освоения данной дисциплины студент подготовлен для изучения следующих дисциплин: «Правоведение», «Управление и экономика фармации».

После освоения дисциплины студент должен:

Знать: морально-этические нормы и принципы, относящиеся к профессиональной деятельности фармацевтического работника.

Уметь: использовать принципы фармацевтической деонтологии и этики для решения проблемных этико-правовых вопросов фармацевтической практики и защиты интересов потребителей лекарственных средств и других фармацевтических товаров.

Краткое содержание учебной дисциплины: Биоэтика в системе этического знания, ее генезис, предмет и задачи. Исторические этапы развития медицинской и фармацевтической этики. Основные принципы биоэтики (фармэтики). Основные правила биоэтики. Права и моральные обязательства  врачей и фармацевтических работников. Права пациентов. Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на животных и человеке. Моральные проблемы медицинской генетики. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей. Эпидемиология и этика. Этика в психиатрии. Основные биоэтические проблемы в фармации.

Формы интерактивной работы: решение ситуационных задач.

Формы самостоятельной работы: в качестве форм самостоятельной работы используется решение тестовых заданий и самостоятельное составление ситуационных задач.

Тематический план лекций по дисциплине
«Биоэтика»

Специальность 060301.65 «Фармация»
Фармацевтический факультет
Форма обучения
: очная

№ п/п

Раздел дисциплины

Объем часов

  1.  

Биоэтика в системе этического знания, ее генезис, предмет и задачи

2

  1.  

Исторические этапы развития медицинской и фармацевтической этики

2

  1.  

Основные принципы биоэтики (фармэтики)

2

  1.  

Основные правила биоэтики. Права и моральные обязательства  врачей и фармацевтических работников. Права пациентов

2

  1.  

Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на животных и человеке

2

  1.  

Моральные проблемы трансплантации органов и тканей

2

  1.  

Этика в психиатрии

2

Итого:

14

№ п/п

Тема

Число занятий

Кол-во час.

Формируемые компетенции

2 семестр, 34 часа

4.3.1

Биоэтика в системе этического знания, ее генезис, предмет и задачи

1

2

ОК-8

4.3.2

Исторические этапы развития медицинской и фармацевтической этики

1

2

ОК-8

4.3.3.

Основные принципы биоэтики (фармэтики)

2

4

ОК-8

4.3.4

Основные правила биоэтики. Права и моральные обязательства  врачей и фармацевтических работников. Права пациентов

2

4

ОК-8

4.3.5

Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на животных и человеке

2

4

ОК-8

4.3.6

Моральные проблемы медицинской генетики

2

4

ОК-8

4.3.7

Моральные проблемы трансплантации органов и тканей

2

4

ОК-8

4.3.8

Эпидемиология и этика

1

2

ОК-8

4.3.9

Этика в психиатрии

2

4

ОК-8

4.3.10

Основные биоэтические проблемы в   фармации

2

4

ОК-8

Рекомендуемые вопросы к зачету:

  1. Социальные, культурные и научные предпосылки возникновения биоэтики.
  2. Определения биоэтики и ее связь с моралью, правом и биолого-медицинскими дисциплинами.
  3. Этические проблемы, возникающие в  связи с развитием рыночных отношения в медицине и фармации.
  4. Основные разделы биоэтики. Фармацевтическая биоэтика  как раздел биоэтики.
  5. Специфика фармацевтической биоэтики. Основные проблемы фармацевтической биоэтики.
  6. Основные модели биоэтики.
  7. Исторические этапы формирования основных этических принципов в медицине и фармации.
  8. Принцип «не навреди» и способы применения его в деятельности провизора.
  9. Виды вреда и способы избегать причинения вреда в медицинской и фармацевтической практике.
  10. Принцип «делай благо»» и способы его применения в деятельности провизора.
  11. Принцип уважения автономности личности пациента и испытуемого и способы его реализации в фармацевтической этике.
  12. Принцип справедливости и способы его реализации в деятельности фармацевта и провизора.
  13. Критерии справедливости и их применение при распределении лекарственных средств.
  14. Основные принципы медицинской биоэтики и их значение в деятельности провизора.
  15. Правила медицинской биоэтики.
  16. Правило информационного согласия и этические проблемы проведения  клинических испытаний на человеке и животных.
  17. Моральные проблемы искусственного аборта.
  18. Моральные проблемы искусственного оплодотворения, контрацепции и стерилизации.
  19. Социальные и этические проблемы «суррогатного материнства».
  20. Моральные проблемы медицинской генетики и клонирования человека.
  21. Эвтаназия и ее виды.
  22. Моральные и правовые проблемы трансплантологии.
  23. СПИД: морально-этические проблемы.
  24. Правовые и этические проблемы психиатрии.
  25. Основные биоэтические проблемы фармации.
  26. Моральные основы предпринимательской деятельности в производстве и распространении лекарственных средств.
  27. Этический кодекс фармацевтического работника России.
  28. Биоэтические комитеты и их роль в защите прав пациентов и испытуемых.
  29. Перспективы развития биоэтической теории и практики в области фармации.

СПХФА

Главный сайт Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии (СПХФА — ЛХФИ).

Посетить →

Инфосфера

Список сайтов кафедр, деканатов, учебных отделов, профкомов, сообществ СПХФА.

Посетить →

Аптекарский остров

Сообщество учащихся, выпускников, сотрудников и ветеранов Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии.

Посетить →

Сайт для абитуриентов

Информация для поступающих в СПХФА. Правила приёма. Итоги приёма. Часто задаваемые вопросы абитуриентов и их родителей.

Посетить →


back to top